Управление государственным долгом

Информация о финансах » Внешний долг РФ » Управление государственным долгом

Управление государственным долгом

– совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Существуют различные формы управления государственным долгом:

конверсия - изменение доходности займов;

консолидация - увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа;

унификация - объединение нескольких займов в один. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита [22, с.347];

обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации;

отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску ценных бумаг не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов по ранее выпущенным займам [22, с.348];

аннулирование государственного долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется обычно, когда политическая власть меняется или когда государство признает себя банкротом;

реструктуризация задолженности – изменение структуры долга. Для РФ актуальна замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые;

рефинансирование задолженности – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

финансовое размещение – финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;

бюджетное использование – финансирование бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;

смешанное бюджетно-финансовое размещение.

В РФ используется второй способ размещения – это самый неэффективный способ использования внешнего долга.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов (на начало 2002 г. они составили 38 млрд. долл.) [15], новых заимствований и конвертации задолженности в акции предприятий.

В РФ в качестве источника погашения внешнего долга используют новые заимствования. Россия начинает работать на обслуживание государственного внешнего долга. В области управления внешним долгом первоочередными задачами для РФ являются:

оптимизация структуры долга (по срочности – необходимо привлекать средне- и долгосрочные кредиты; по видам долга – расширять круг используемых финансовых инструментов, например, за счет своповых соглашений; по доходности – расширять эмиссию ценных бумаг, учитывать соотношение рублевой и валютной доходности);

использование проектов, финансируемых за счет связанных кредитов;

конверсия внешнего долга – обмен долга на национальную валюту (своп в национальные активы); выкуп долга с дисконтом; обмен долга на экспорт; обмен долга на собственность; обмен долга на долг;

управление внешними финансовыми активами – инвентаризация российского имущества за рубежом, попытаться возвратить долги России и российское золото, находящееся за рубежом.

Статьи по финансам:

Финансовое состояние организации
Основным источником информации, в котором отражаются показатели финансового состояния организации является бухгалтерский баланс. На основе структуры баланса приводится горизонтальный и вертикальный анализ баланса организации (приведены в таблицах 1.1 и 1.2.). Цель горизонтального анализа - выявить ...

Виды налогов и основания для их классификации
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-Ф ...

Признаки налога на прибыль
Плательщики налога. Законом определено, что основные плательщики налога на прибыль - это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиа ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru