Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Информация о финансах » Особенности формирования прибыли предприятий малого бизнеса в России » Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Страница 1

Малый бизнес стал неотъемлемой частью российской экономической системы. Почти треть населения России задействована в малом бизнесе. В России больше миллиона малых предприятий, а это – несколько миллионов собственников, организаторов производства, менеджеров, финансистов, занятых в этом секторе.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ ”О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” [1] под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям

По настоящему Федеральному закону к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов[1];

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения[2], установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Это связано с тем, что если все-таки рассматривать проблему с позиций социально-экономического подхода, то оказывается, что в малом предпринимательстве подлинным предпринимателем выступает сам собственник, который единолично управляет своим производством, к тому же нередко являясь одновременно и работником этого предприятия. С одной стороны, получая жалованье, предприниматель выступает как особого рода высокооплачиваемый наемный работник. С другой стороны, капитализируя прибыль предприятия и свои собственные доходы, он становится собственником капитала и с течением времени получает возможность вообще порвать с предпринимательством, как с весьма рискованным делом.

Именно так и поступают многие из богатейших потомков Дюпонов, Рокфеллеров, Морганов и других знаменитых фамилий, предпочитая сегодня извлекать выгоду путем предоставления предпринимателям своего капитала.

Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

Рассмотрим преимущества малых предприятий. Главным преимуществом малых предприятий в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение “уловить” возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из описанных выше особенностей малых предприятий: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая “ниша”, и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Проект мероприятий по разработке финансового планирования
На предприятии т.к. нет планирования, необходимо ввести процедуру финансового планирования, что позволит увеличить прибыль предприятия. Рассмотрим последовательность расчета долгосрочного финансового плана ИП Морозова. Производственным планом предприятия на очередной год предусматривается увеличени ...

Роль и функции планирования финансовой деятельности предприятия
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. В странах с развитой рыночной экономикой планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между соб ...

Оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения
Муниципальное автономное учреждение «Ледовый дворец» г. Череповца – универсальный спортивно-концертный комплекс, основной деятельностью которого является организация и проведение матчей Чемпионата России по хоккею, спортивных, культурных, зрелищных и развлекательных мероприятий. Основная идея созда ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru