Предприятие 3 расплачивается за предоставленные ему товары и услуги с предприятием 4, которое обслуживается коммерческим банком 3. Теперь у этого банка возникает резерв, а у коммерческого банка 2 он исчезает.
Коммерческий банк 3 часть полученного резерва в размере 16 млн.руб. (20% от 80 млн.руб.) отчисляет в централизованный резерв, а оставшуюся часть – 64 млн.руб. банк 3 использует для выдачи кредита следующему предприятию.
Этот процесс может продолжаться до полного исчерпания свободных резервов коммерческих банков и предприятий. Обязательные резервы аккумулируются в центробанке и достигают размера первоначального свободного резерва в 100 млн.руб., то есть размера кредита коммерческому банку 1.
Однако деньги на расчетных счетах предприятий 2, 4 и т.д. (всех четных предприятий) остаются нетронутыми, поэтому сумма денег на расчетных (депозитных) счетах составит величину многократно большую, чем первоначальный кредит, выданный предприятию 1. В нашем примере деньги на депозитных счетах могут увеличиваться максимально в 5 раз. Это связано с тем, что коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме отчислений в централизованный резерв. В приведенном примере норма обязательных резервов – 20%, следовательно, коэффициент мультипликации равен 5: Км = (1/20)*100 = 5.
Коэффициент мультипликации можно также выразить в виде отношения образовавшийся денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита.
Поскольку коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме обязательных резервов, то при норме при норме обязательных резервов в 10% коэффициент мультипликации составит 10. Уменьшение резервных норм увеличивает величину мультипликатора. Кроме того, решение ЦБ об уменьшении нормы обязательных резервов увеличивает свободные резервы коммерческих банков, что может усилить эффект мультипликации.
Однако коэффициент мультипликации никогда не достигает максимальной величины, так как всегда часть свободного резерва используется для других, не кредитных операций (например, в соответствии с установленным лимитом в кассе любого предприятия и банке должны быть наличные деньги для кассовых операций).
Процесс мультипликации непрерывен, поэтому коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени, например за год. Коэффициент мультипликации показывает, насколько за год или еще расчетный период времени увеличилась денежная масса в обороте.
Будет ли функционировать денежный мультипликатор, если кредиты предоставлены центробанком не коммерческим банкам, а правительству? Безусловно, так как в этом случае деньги также поступят на счета в коммерческих банках как привлеченные ресурсы. Свободные резервы коммерческих банков, в которых находятся эти счета, увеличатся, и включится механизм денежного мультипликатора.
Только центробанк имеет законодательно закрепленное право управлять денежным мультипликатором, то есть инициировать эмиссию безналичных денег. Таким образом, центробанк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем самым, расширяя или сужая эмиссионные возможности банков.
Статьи по финансам:
Методика формирования и анализа конечных финансовых результатов
деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости ...
Тенденции и перспективы совершенствования организации планирования и
бюджетирования на уровне корпорации
В течение
последних
лет наблюдается существенный рост промышленного производства, роста экономики в целом и подъема его на определенный уровень, существенно отличающий первоначальный (стартовый) финансовый показатель, рост банковского сектора, в том числе АО «БТА Банк». Тем не менее, это относиться ...
Режим налогообложения операций
с финансовыми инструментами срочных сделок
В современной России сегмент срочного рынка начал формироваться и развиваться с начала 1990-х годов, когда в 1992 г. на Московской товарной бирже появилась срочная секция. Необходимость появления срочного рынка состояла в следующем: § в условиях волатильности экономической конъюнктуры в рыночной эк ...