Пути совершенствования и реформирования налогово-бюджетной политики Казахстана

Информация о финансах » Бюджетно-налоговая политика Республики Казахстан » Пути совершенствования и реформирования налогово-бюджетной политики Казахстана

Страница 3

Помимо совершенствования законодательной базы необходимо совершенствовать и механизм взимания.

Ныне действующий механизм подоходного налогообложения юридических и физических лиц, не стимулирует увеличению объемов выпускаемой продукции, снижению себестоимости, а наоборот способствует искусственному раздуванию вычетов и уклонения от налогов.

Для решения проблем, связанных с подоходным налогообложением, выдвигаются различные предложения, например, А. Алипов предлагает применить на практике налогообложение совокупного валового дохода (валовой выручки). Ее принципиальное отличие от действующего ныне механизма обложения заключается в том, что объектом обложения рекомендуется рассматривать сумму совокупного валового дохода за минусом налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость выпускаемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. При этом подоходный налог предлагается взимать по ставке 5%. Для рентабельных и сверх рентабельных предприятий предусматривается понижающий коэффициент основной ставки – соответственно 25% и 50%. Ставку налога на добавленную стоимость необходимо снизить до 15% [19, с. 56].

При выборе пути реформ необходимо должным образом оценить действующую налоговую систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип – налог на добавленную стоимость, которым облагается вновь созданная стоимость на этапе потребления и второй тип – подоходные налоги, которыми облагается вновь созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно было потребить.

При введении в 90-е гг. НДС немало было высказываний о том, должен ли этот налог действовать наряду с прямыми подоходными налогами, или новый налог должен полностью заменить прежние, применяемые с начала столетия подоходные налоги. Мнения были одинаково твердыми, однако одно из них отстаивало простые и низкие налоги, а другое – защищало увеличивающееся перераспределение. Как мы видим сегодня, второе мнение победило, выдвинув в качестве последнего аргумента возрастающие потребности бюджетов.

«В интересах развития предпринимательства в Республике Казахстан и укрепления налоговой базы предлагается снижение ставки НДС до 13% с одновременным снижением льгот по нему, а также пересмотр применения нулевой ставки НДС, ограничившись лишь ее применением при экспорте товаров» [17].

Налоги и налоговая политика – мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства инструмент непосредственного воздействия на экономику и в то же время – механизм обратной связи государства с хозяйствующими субъектами. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, – источника повышенного для него риска, либо даже угрозы.

Концептуальное изменение фискальной политики государства в переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее налогообложение.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Практические аспекты налогообложения прибыли предприятий
Итак, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ у бухгалтеров всех предприятий появилась еще одна проблема - определение себестоимости в целях налогообложения прибыли. При расчет ...

Структура бизнес-плана
Бизнес-план выступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом организации. Он является не только внутренним документом организации, но и используется при уста ...

Направления анализа рисков
Анализ рисков – процедура выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru