Проблема внешней задолженности России

Информация о финансах » Внешний долг РФ » Проблема внешней задолженности России

Страница 1

Российская Федерация – правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Основная часть внешнего долга приходится на задолженность СССР. Россия в период с 1991 по 1998 гг. получила кредиты от МВФ в размере более 13,6 млрд. долл., от МБРР – 5,6 млрд. долл., от ЕБРР и от стран ОЭСР под гарантии их правительств более 22 млрд. долл. США.

СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993, 1994 и 1995 гг.

В последнее десятилетие отмечается опасная тенденция роста государственных заимствований России. Вопреки мировой практике западные кредиторы не всегда учитывали низкую кредитоспособность России.

На начало 2000 г. государственный долг снизился в связи с его погашением по графику. Наибольшую задолженность Россия имела перед Германией (27,6 млрд. долл.), Италией (6,1 млрд. долл.), Японией (4,3 млрд. долл.), Францией (3,9 млрд. долл.), США (3,0 млрд. долл.), Великобританией (1,4 млрд. долл.), Канадой (1,4 млрд. долл.), Южной Кореей (1,2 млрд. долл.) и Кувейтом (1,2 млрд. долл.). Задолженность бывшим социалистическим странам составляет сейчас порядка 14,6 млрд. долл. Из них 1,52 млрд. Югославии, 3,24 – Чехии, 1,42 – Китаю, 0,39 – Венгрии, 0,1 – Болгарии, Польше и Румынии –по 0,02 млрд. [16, с.5].

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

Парижский клуб – это группа главных государств – кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами странам – кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долл.

В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей.

В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.

Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.

С ним также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. (в том числе 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением семилетнего льготного периода.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Виды планов перспективного планирования
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное [15]. 1) Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенног ...

Управление государственным долгом
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Существуют различные формы управления государственным долгом: конверсия ...

Принципы и методы планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия
Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования[15]. Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии това ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru