Социально-экономические последствия государственного долга

Информация о финансах » Внешний долг РФ » Социально-экономические последствия государственного долга

Страница 6

Однако в отличие от внешнего долга других государств российский структурирован еще по одному критерию: он представлен долгами собственными и унаследованными от бывшего СССР. Причем последние составляют около 2/3 его общей величины. Данный фактор в решающей мере участвует в обострении внешнедолговой ситуации страны и в формировании пессимистических прогнозов в отношении ее возможностей возврата долга в установленные договоренностями сроки [5, с.61].

Несомненно, впечатляющая величина российского долга в его уникальный структурный состав при отсутствии в стране экономического роста в течение достаточно продолжительного периода не могут не подвигнуть всех субъектов кредитных отношений с Россией на переговоры о реструктуризации ее внешнего долга.

Однако реструктуризация – лишь одно из звеньев в общей схеме урегулирования внешнего долга, а тем более в системе управления им. И, к сожалению, данный этап реструктуризации далеко не решает проблемы внешней задолженности страны. Стратегическая схема урегулирования внешнего долга Российской Федерации может заключаться в следующем: 1) в ближайшие 3-5 лет добиться списания 40-60% внешней задолженности, прежде всего, унаследованного советского долга; 2) после списания части долга перейти к выкупу задолженности, переводу части долга в облигации по заниженному курсу и др. При этом предполагается, что примерно через 5-8 лет будет восстановлено доверие иностранных инвесторов к России и страна сможет вновь получить широкий доступ к международному рынку капиталов. Другими словами, практически, основной путь выхода из кризисной ситуации возможен при привлечении новых заимствований для выплаты старых долгов. Между тем у России есть еще один инструмент активного воздействия на свою внешнюю задолженность, дающий ей возможность обеспечить экономический рост. Речь идет о российских зарубежных активах.

Все предложенные и реализуемые в России схемы реструктуризации внешнего долга заимствованы из мировой практики в ее применении, главным образом, к странам – чистым дебиторам, каковыми и являются большинство развивающихся стран. Но ведь Россия не подходит под определение чистого дебитора, так как подобно крупным должникам из промышленно развитых стран (США, Германии, Швеции) в системе международного внешнего финансирования играет двоякую роль: и должника, и кредитора. А коль скоро у России существует достаточный объем требований к другим странам, то имеет смысл более подробно остановиться на анализе задолженности других стран.

По некоторым оценкам, рыночная стоимость зарубежной собственности России, перешедшей к ней как к правопреемнице СССР, исчисляется в 500-525 млрд. долл. Это почти в четыре раза больше, чем внешняя задолженность страны. Таким образом, очевидно, что если разумно распорядиться хотя бы частью этой собственности, то можно решить немало проблем, не теряя «лица» в международных экономических отношениях [5, с.63].

Естественно, возникает вопрос о составе зарубежных активов России. Прежде всего, это задолженность зарубежных государств. Должники России – это развивающиеся, бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР. Большая часть международных требований России перешла к ней от СССР. Это, прежде всего, кредиты, предоставленные ряду стран Латинской Америки, Азии и Африки. В значительной части – это долги за возведение производственных объектов, военных сооружений и подготовку кадров в этих государствах. На долю этих долгов приходится не менее четверти зарубежных активов России.

Однако многие экономисты сходятся во мнении, что вероятность возврата долгов этих стран весьма сомнительна. Проблема, несомненно, сложная. Однако, обратимся к 15-летнему мировому опыту управления почти двухтриллионным долгом развивающихся стран. Среди многочисленных средств и форм возврата долгов полное «прощение» (списание) – самая крайняя мера. Среди основных должников России преобладают те государства, кому мировое сообщество не собирается прощать долги. Почему же тогда Россия не видит возможности возврата этими странами долгов, тем более что все они являются членами МВФ, а это предполагает определенные формы воздействия на них средствами кредитной политики данной организации.

Специфика структуры внешних требований России по составу должников состоит в том, что большая часть задолженности других стран России приходится на наименее развитые страны (Эфиопия, Никарагуа, Бенин, Буркина-Фасо, Замбия, Конго, Мали, Марокко, Пакистан, Мадагаскар, Монголия, Словакия) [16, с.5]. Однако, с учетом современного внутриэкономического положения России вряд ли целесообразно соглашаться на списание всех требований к развивающимся странам, тем более что определенные возможности для урегулирования этих международных требований открывают хорошо отработанные за последние 10 лет схемы реструктуризации долгов. В частности, для России как кредитора представляют значительный интерес различные способы конверсии долгов развивающихся стран: обмен долгов на облигации; операции «долг-акции», обмен долгов на соответствующие обязательства развивающихся стран; взаимозачет и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по финансам:

Понятия реального инвестиционного проекта
Под понятием «инвестирование» П. Массе понимал «акт обмена сегодняшнего удовлетворения определенной потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестированных благ»[1]. Таким образом, «инвестиции» в обычном употреблении означают одновременно и действие, и результат этого действия. ...

Кредит и его роль в деятельности коммерческой организации
Важной составляющей финансового потока наряду с деньгами являются вспомогательные финансовые инструменты – например кредиты – банковские и коммерческие. Коммерческие кредиты широко используются предприятиями, так как это не только необходимо, но и выгодно. Однако внедрение в практику расчетов вексе ...

Налоговые органы
Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государ ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru