Социально-экономические последствия государственного долга

Информация о финансах » Внешний долг РФ » Социально-экономические последствия государственного долга

Страница 7

Среди форм урегулирования внешней задолженности развивающихся стран бывшему СССР – переуступка требований третьим странам или фирмам. В 90-е гг. предпринимался целый ряд попыток продать требования России по советским коммерческим кредитам западным фирмам. В частности, велись переговоры о переуступке задолженности Мозамбика, Анголы и Сирии западным фирмам. Однако условия для России экономически были неприемлемы.

Сложность урегулирования международных требований России в существенной мере связана с тем, что наибольшая часть кредитов, предоставленных СССР развивающимся странам, - кредиты на закупку вооружения. В 1992 г. Эфиопия, Ангола и Ливия предприняли в рамках Организации африканского единства попытку выработать общую позицию отказа от уплаты России долга бывшему СССР по спецкредитам на военные поставки. Россия в этом случае заняла принципиально твердую позицию и была поддержана кредиторами из промышленно развитых стран.

Нуждается в пересмотре такая, ставшая в последние годы малоэффективной, форма погашения задолженности развивающихся стран России, как товарные поставки в счет долгов. Например, совсем недавно премьер-министр М. Касьянов договорился, что Вьетнам в счет долга поставит в Россию «высококачественных товаров» на 100 млн. долл. [16, с.5]. В последние годы цены на импортные товары в счет погашения долгов развивающихся стран резко возросли. В результате эти товары часто поставляются по ценам, на 40-50% превышающим среднемировые. Если принять еще во внимание тот факт, что, как правило, эти товары низкого качества, не находящие сбыта на насыщенном товарами российском рынке, то становится очевидной полная неэффективность такой формы урегулирования внешней задолженности развивающихся стран России. Сейчас в отношении этих российских международных требований все чаще используется система тендеров. Фирма – победитель тендера должна сама найти на местном рынке страны-должника товар, который можно реализовать в России.

В отношении долгов стран СНГ Российской Федерации в настоящее время предпринимаются шаги по выработке различных вариантов конверсии. Так, Украина частично погашает свою задолженность России, не взимая арендную плату с пользования бухтами Севастополя.

Недавно Россия и Украина решили опробовать еще один вариант решения проблемы задолженности Киева за российский газ (1,4 млрд. долл.). В соответствии с договоренностями, достигнутыми премьером России М.Касьяновым и его украинским коллегой А. Кинахом, в уплату за газ Россия получит облигации украинского энергетического концерна «Нафтогаз». Теперь сумма задолженности будет погашаться платежами по облигациям в течение 10 лет, с льготным периодом в 3 года, когда будут выплачиваться только проценты. Если «Нафтогаз» не сможет обеспечить выплату долга, ее берет на себя украинское правительство [19, с. 13].

В целом долги бывших союзных республик не следует относить к столь же сомнительным, как долги африканских стран. Вместе с тем по многим из этих долгов необходимо активно применять форму капитализации, учитывая, что для России было бы выгодно обменивать задолженность ей союзных республик на акции достаточно прибыльных предприятий, что в будущем могло бы стать устойчивым источником средств для обслуживания собственной российской внешней задолженности.

Значительные размеры положительного сальдо платежного баланса по счету текущих операций в 1999 г. (25 млрд. долл.), казалось бы, дают возможность выполнения российских обязательств по внешнему долгу.

«По всем традиционным меркам Россия не должна была бы иметь проблемы с погашением внешнего долга», - писала газета «Уолл-стрит джорнэл». Как заявил в ней один из видных американских экспертов по финансовым вопросам Ч. Блитцер, «это первый случай, который я могу припомнить, чтобы страна, имеющая положительное сальдо по текущим операциям, была бы неспособна обслуживать свои долги». Судя по публикациям, западные аналитики довольно единодушны в том, что «слабость государственных институтов и несоблюдение законов являются первопричинами неспособности России обратить излишек получаемых ею долларов в средство оплаты долгов». Журнал «Экономист» пишет, что дефолт по внешнему долгу «отражает нищету и слабость российского государства, а не России как таковой, финансовую и моральную слабость государства», и справедливо замечает, что «правительство, которое неспособно собирать налоги со своих наиболее влиятельных граждан, будет не в состоянии защищать и наиболее слабую часть населения» [13, с. 38].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по финансам:

Органы государственного финансового контроля
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств. Президентский контроль за состоянием госуд ...

Оценка платежеспособности состояния
Оценка финансового состояния предприятия производится при помощи показателей платёжеспособности и финансовой устойчивости. В начале анализа платёжеспособности необходимо сгруппировать активы и пассивы баланса (в скобках указаны номера строк бухгалтерского баланса). Группировка активов (с позиции ли ...

Элементы финансового механизма развития малого бизнеса в России
Возрастающая роль малого бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики России позволяет отнести к разряду дискуссионных вопросов, прежде всего, вопрос о составляющих элементах финансового механизма развития малого бизнеса [8, c.17-19]. Структура финансового механизма довольно сложна и с учёто ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru