Следующий, нейтральный, сценарий воспроизводит ситуацию, когда темпы роста экономики чуть-чуть возрастают, но бюджетная сбалансированность нарушается. В этом случае ситуация с государственным долгом ухудшается еще больше, нежели в предыдущем сценарии, причем только внешний долг дает увеличение долгового бремени страны на 57,5% (табл. 8). Такой ход событий представляется совершенно недопустимым [7,с.66].
Наконец, последний, эмиссионный, сценарий позволяет выяснить возможности денежно-кредитного рычага государственного регулирования для ослабления давления на долговые инструменты (табл. 9). В данном случае предполагается, что бюджетный дефицит наполовину погашается за счет новых заимствований, а наполовину – за счет кредитов ЦБР правительству, которые в следующем году списываются и тем самым принимают форму чистой денежно-кредитной эмиссии.
На первый взгляд, кажется, что такой подход должен серьезно помочь сокращению государственного долга. Однако расчеты показывают, что рост долга, хотя и замедляется, но незначительно. Относительная экономия внутреннего долга по сравнению с нейтральным сценарием составляет 2,3%, а внешнего – 8,8%. Конечно, и такой выигрыш нельзя сбрасывать со счетов, но принципиально ситуацию он не меняет.
Таблица 8. Результаты расчетов по нейтральному сценарию, %
Годы |
Отношение госдолга к ВВП, всего |
В том числе |
Доля расходов по Обслуживанию госдолга в ВВП, всего |
В том числе | ||
Внутреннего |
Внешнего |
Внутреннего |
Внешнего | |||
2001 |
117,1 |
23,8 |
93,3 |
35,3 |
19,2 |
16,1 |
2002 |
116,4 |
23,6 |
92,8 |
30,4 |
14,5 |
15,9 |
2003 |
118,9 |
24,1 |
94,8 |
30,5 |
14,6 |
15,9 |
2004 |
123,7 |
25,1 |
98,6 |
31,5 |
15,1 |
16,4 |
2005 |
128,7 |
26,1 |
102,6 |
32,8 |
15,7 |
17,1 |
2006 |
133,9 |
27,1 |
106,8 |
33,2 |
16,3 |
16,9 |
2007 |
139,3 |
28,2 |
111,1 |
34,5 |
16,9 |
17,6 |
2008 |
144,9 |
29,4 |
115,6 |
35,9 |
17,6 |
18,3 |
2009 |
150,8 |
30,5 |
120,3 |
34,6 |
15,6 |
19,0 |
2010 |
156,9 |
31,8 |
125,1 |
36,0 |
16,2 |
19,8 |
2011 |
163,2 |
33,0 |
130,2 |
36,5 |
16,8 |
19,7 |
2012 |
169,8 |
34,4 |
135,4 |
38,0 |
17,5 |
20,5 |
2013 |
176,6 |
35,7 |
140,9 |
39,5 |
18,2 |
21,3 |
2014 |
183,8 |
37,2 |
146,6 |
41,1 |
18,9 |
22,2 |
2015 |
191,2 |
38,7 |
152,5 |
42,8 |
18,7 |
23,1 |
Статьи по финансам:
Показатели, характеризующие эффективность использования денежных потоков на
предприятии
Основой управления является наличие оперативной и достоверной учетной информации, формируемой на базе бухгалтерского и управленческого учета. Информационной базой анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является «Бухгалтерский баланс» предприятия, «Приложение к ...
Анализ финансового состояния предприятия
Для эффективности управления финансами фирмы необходимо систематически проводить финансовый анализ, содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов входящих в прогнозные планы предприятия. Анализ финансового состояния необходим для: выявлени ...
Направления анализа рисков
Анализ рисков – процедура выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных ...