Как оказывается, последствия такого кратковременного сбоя будут катастрофичными. В первый же плохой год (2005 г.) все долговые характеристики резко ухудшаются. При этом следует отметить, что особенно интересно ведет себя именно внешний долг. Так, после трех неблагополучных лет (2005-2007) доля внешнего долга начинает убывать, но уже через год, в 2009г., снова возрастает. После этого она опять убывает, но в довольно отдаленном 2014 г. происходит очередной скачок ее роста с последующим спадом. Таким образом, динамика внешнего долга обладает своего рода эффектом последействия. Это означает, что любые просчеты и ошибки в экономической политике и сбои в развитии резко ухудшают ситуацию в сфере внешнего долга.
Полученные результаты высвечивают иллюзорность надежд на спокойное решение долговых проблем. Для выхода на устойчивую траекторию сокращения долгового бремени необходимо, чтобы на протяжении хотя бы 15 лет соблюдались необыкновенно благоприятные экономические условия. Если такие условия будут хоть немного нарушены, например, необходимостью перестройки хозяйства с временным замедлением экономического роста, то все позитивные достижения предыдущего и последующего периодов будут просто сметены негативными последствиями короткой депрессии.
Рецессионный сценарий дает еще более удручающие результаты (табл. 7). Все особенности долговой динамики остаются такими же, как и в депрессионном сценарии, усугубляется лишь масштаб негативных эффектов. Практически все проблемы нагромождаются по каналу внешней задолженности. Доля государственного долга в ВВП по сравнению с 2000 г. увеличивается на 23,1%, что уже само по себе серьезное бремя для экономики. Все это лишний раз подтверждает, что Россия не имеет права оступаться на протяжении грядущих 15 лет, если не хочет попасть в еще более безнадежное положение [7, с.65].
Таблица 7. Результаты расчетов по рецессионному сценарию, %
Годы |
Отношение госдолга к ВВП, всего |
В том числе |
Доля расходов по Обслуживанию госдолга в ВВП, всего |
В том числе | ||
Внутреннего |
Внешнего |
Внутреннего |
Внешнего | |||
2001 |
115,8 |
23,4 |
92,4 |
32,5 |
16,6 |
15,9 |
2002 |
113,6 |
22,9 |
90,7 |
27,3 |
11,6 |
15,7 |
2003 |
112,4 |
22,6 |
89,8 |
26,7 |
11,2 |
15,5 |
2004 |
110,0 |
22,1 |
88,4 |
26,2 |
11,0 |
15,2 |
2005 |
121,0 |
24,1 |
97,0 |
27,7 |
11,6 |
16,2 |
2006 |
133,6 |
26,3 |
107,3 |
29,5 |
12,5 |
17,0 |
2007 |
144,1 |
28,1 |
116,0 |
31,7 |
13,3 |
18,4 |
2008 |
143,0 |
27,7 |
115,3 |
32,0 |
13,3 |
18,7 |
2009 |
143,0 |
27,5 |
115,5 |
29,5 |
10,8 |
18,7 |
2010 |
141,6 |
27,1 |
114,4 |
29,1 |
10,7 |
18,5 |
2011 |
140,2 |
26,8 |
113,4 |
27,6 |
10,1 |
17,5 |
2012 |
139,2 |
26,5 |
112,7 |
27,3 |
10,0 |
17,3 |
2013 |
138,8 |
26,4 |
112,5 |
27,2 |
9,9 |
17,3 |
2014 |
139,4 |
26,4 |
113,0 |
27,3 |
9,9 |
17,4 |
2015 |
138,9 |
26,2 |
112,7 |
27,2 |
9,9 |
17,3 |
Статьи по финансам:
Управление налоговой системой Российской Федерации
Управление налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализо ...
Структура инспекции, должностные обязанности работников, экономика района
Инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по Энскому району входит в структуру Министерства по налогам и сборам, является юридическим лицом, подотчетна и подконтрольна ИМНС по Брестской области. ИМНС работает в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления, координиру ...
Финансирование инвестиционной деятельности
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора ( прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выпла ...