Применение операций на открытом рынке, регулирование нормы обязательных резервов и учётная политика

Информация о финансах » Денежный оборот: его содержание и структура. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики » Применение операций на открытом рынке, регулирование нормы обязательных резервов и учётная политика

Страница 1

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных резервов.

Операции на открытом рынке — один из элементов осуществления денежно-кредитной политики государства, заключающейся в том, что центральный банк покупает и продает ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. Посредством таких операций увеличивается или уменьшается объем денежной массы в обращении[20]. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО). При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета). Основной объем операций в 2010 году пришелся на операции с государственными облигациями (23,9 млрд. рублей), однако Банк России также реализовывал муниципальные и корпоративные ценные бумаги (см. рисунок 2)[21]. Участниками данных операций могут являться только российские кредитные организации.

Рис.2 Операции Банка России на рынке государственных облигаций (операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа)

Норма обязательных резервов — установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. В совокупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 2,5 до 4,0%. В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011. Усредненная величина обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций и субсчетах в Банке России в течение периода усреднения с 10 сентября по 10 октября 2011 года составила 455,0 млрд. рублей, увеличившись с начала года почти в два раза, или на 221,9 млрд. рублей[22].

С 25 марта 2011 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФ, составляет[23]:

· По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 5,5 %

· По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0 %

· По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0 %

· Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций) — 0,6

· Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций) — 1

Коэффициент усреднения обозначает долю объема фонда обязательных резервов, которой банк распоряжаться не может ни при каком условии. При этом, оставшейся частью фонда банк может распоряжаться, но таким образом, чтобы среднемесячный объем средств в Банке России был не меньше расчетной величины фонда.

Таким образом, с депозита, размещенного в коммерческом банке гражданином РФ или юридическим лицом, банк хранит 4,0 % в Центральном Банке РФ в качестве резерва.

Учётная политика – это одна из функций центрального банка, которая заключается в предоставлении ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Ставка рефинансирования составляет 8% на 26 декабря 2011 года[24]. При учёте по простой учётной ставке дисконт взимается по отношению к общей сумме обязательства и представляет собой каждый раз одну и ту же величину. Иначе говоря,

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Единство финансовой системы РФ
Единство финансовой системы - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ[23] единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств. Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования в ...

Необходимость и содержание финансового планирования и бюджетирования
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономиче ...

Правовые основы и перспективы взаимодействия субъектов правоприменения по противодействию легализации преступных доходов
Легализация, отмывание средств - это утаивание источника их происхождения. Путем трансакций, проведенных через банковские и небанковские кредитно-финансовые учреждения, преступно полученные средства вкладываются в легальную экономику или в дальнейший незаконный оборот. Цель таких операций - ввести ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru