Номенклатура учреждений и состав основных расходов правоохранительных органов

Информация о финансах » Расход бюджета на обслуживание правоохранительных органов Российской Федерации » Номенклатура учреждений и состав основных расходов правоохранительных органов

Страница 1

Правоохранительная деятельность - это деятельность судов и иных, специально уполномоченных органов, основной функцией которых является осуществление конституционного контроля, обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи, выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав и т.п.

Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками:

- правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом;

- применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность;

- осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами, как правило, юристами. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций;

- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами.

Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательством.

Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны:

1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ);

2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2 гл.2 Конституции РФ);

3) принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст.19 Конституции РФ).

Номенклатура правоохранительных органов на сегодняшний день представлена следующим образом:

· суды,

· прокуратуры,

· адвокатуры,

· органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,

· органы дознания и следствия,

· Министерство внутренних дел и его органы,

· Министерство юстиции и его органы,

· таможенные органы, органы обеспечения безопасности,

· общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

По своему содержанию правоохранительная деятельность является многогранной вследствие разнообразия выполняемых ею функций.

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

- конституционный контроль;

- правосудие;

- прокурорский надзор;

- охрана общественного порядка;

- расследование преступлений;

- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

- правовая работа и некоторые другие.

Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ.

Правосудие - важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Правосудие обладает рядом специфических признаков:

- осуществляется только указанными в законе способами: рассмотрение гражданских дел, рассмотрением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях;

- реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), установленного процессуальным законодательством;

- осуществляется только особым органом - судом.

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором РФ и всеми подчиненными ему прокурорами.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Малый бизнес стал неотъемлемой частью российской экономической системы. Почти треть населения России задействована в малом бизнесе. В России больше миллиона малых предприятий, а это – несколько миллионов собственников, организаторов производства, менеджеров, финансистов, занятых в этом секторе. В с ...

Анализ состояния и использования основных средств
Основные средства - один из важнейших факторов любого производства, их состояние и эффект использования влияют на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Рациональное использование основных средств производственных мощностей организации способствуют улучшению технико-экономически ...

Экономическая сущность финансовых рисков
Основной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является получение прибыли, однако в полной мере предвидеть ее результат невозможно, поскольку хозяйствующие субъекты сталкиваются с различными видами рисков, осложняющих их деятельность. Категория риска используется многими на ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru