Выплаты процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.
Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.
Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.
Расходы по обслуживанию государственного долга РФ приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Расходы по обслуживанию государственного долга РФ
Годы |
Все расходы Федерального бюджета (млрд. руб.) |
В том числе на обслуживание государственного долга | |
млрд. руб. |
Удельный вес во всех расходах (%) | ||
1996 |
356,2 |
44,6 |
12,5 |
1997 |
436,6 |
44,4 |
10,2 |
1998 |
472,2 |
148,7 |
31,5 |
1999 |
667,6 |
162,9 |
24,4 |
2000 |
855,1 |
220,1 |
25,7 |
2001 |
1193,5 |
239,8 |
20,1 |
2002 |
1947,3 |
285,0 |
14,6 |
2003 |
2345,6 |
277,7 |
11,8 |
2004 |
2659,4 |
287,6 |
10,8 |
2005 |
3047,9 |
205,5 |
6,7 |
2006 |
4270,1 |
198,5 |
4,6 |
2007 |
5463,5 |
143,0 |
2,6 |
2008 |
6729,8 |
153,4 |
2,3 |
2009 |
9 845,4 |
202,8 |
2,0 |
2010[6] |
9 887,0 |
280,3 |
2,8 |
Статьи по финансам:
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагиро ...
Общая характеристика временно свободных средств организации
Содержание основного капитала фирмы. Основной капитал включает основные средства, а также незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы и новые долгосрочные финансовые инвестиции (вложения). Основные средства, арендованные с правом последующего выкупа или в конце аренды по условиям д ...
Предложения по
совершенствованию системы оценки финансового состояния банка
Как уже говорилось ранее, в своей основе методика ОАО «Сбербанка» России содержит в себе расчет нескольких составляющих для определения финансового состояния. Однако в данной методике не предусмотрено сравнение полученных показателей с «идеальными» (межбанковскими) для определения отклонения значен ...