Выплаты процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.
Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.
Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.
Расходы по обслуживанию государственного долга РФ приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Расходы по обслуживанию государственного долга РФ
Годы |
Все расходы Федерального бюджета (млрд. руб.) |
В том числе на обслуживание государственного долга | |
млрд. руб. |
Удельный вес во всех расходах (%) | ||
1996 |
356,2 |
44,6 |
12,5 |
1997 |
436,6 |
44,4 |
10,2 |
1998 |
472,2 |
148,7 |
31,5 |
1999 |
667,6 |
162,9 |
24,4 |
2000 |
855,1 |
220,1 |
25,7 |
2001 |
1193,5 |
239,8 |
20,1 |
2002 |
1947,3 |
285,0 |
14,6 |
2003 |
2345,6 |
277,7 |
11,8 |
2004 |
2659,4 |
287,6 |
10,8 |
2005 |
3047,9 |
205,5 |
6,7 |
2006 |
4270,1 |
198,5 |
4,6 |
2007 |
5463,5 |
143,0 |
2,6 |
2008 |
6729,8 |
153,4 |
2,3 |
2009 |
9 845,4 |
202,8 |
2,0 |
2010[6] |
9 887,0 |
280,3 |
2,8 |
Статьи по финансам:
Сущность
и виды планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее ...
Тенденции и перспективы совершенствования организации планирования и
бюджетирования на уровне корпорации
В течение
последних
лет наблюдается существенный рост промышленного производства, роста экономики в целом и подъема его на определенный уровень, существенно отличающий первоначальный (стартовый) финансовый показатель, рост банковского сектора, в том числе АО «БТА Банк». Тем не менее, это относиться ...
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог, являющийся одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически активного населения. Это один из основных налогов, который позволяет в максим ...