Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год.
Децентрализованные внебюджетные фонды не являются частью бюджетной системы РФ и, как правило, носят отраслевой либо межотраслевой характер. Как правило, решение об образовании и упразднении этой разновидности целевых фондов денежных средств принимается Правительством РФ. Оно же утверждает Положение об этих фондах. Так, Правительством РФ в разное время были созданы Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению децентрализованных внебюджетных фондов. Структура финансового механизма состоит из трёх групп, отражающих экономическое содержание финансов: механизм государственных и муниципальных финансов, финансовый механизм предприятия, страховой механизм [21].
Механизм финансовой и имущественной поддержки малого бизнеса, входящий в состав подпрограммы ресурсного обеспечения поддержки малого бизнеса может осуществляться по двум основным направлениям.
Первое из них связано с осуществлением прямого финансирования в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и безналоговых, а также предоставлением гарантий по кредитам коммерческих банков. Учитывая национальные особенности финансовых взаимоотношений малых предпринимательских структур с финансово-кредитными учреждениями (создание предприятий «однодневок»), более рациональным представляется поэтапное финансирование проектов.
Второе направление заключается в косвенной поддержке малого бизнеса, имеющей целью стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. К косвенной финансово-кредитной поддержке относится предоставление налоговых льгот, установление норм ускоренной амортизации оборудования, использование системы лизинга и т.д.
Первое направление, ввиду постоянной нехватки бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса, носит декларативный характер и не способно изменить сложившейся ситуации. Второе направление поддержки малого бизнеса, особенно в части налогового регулирования, представляется более реальным и эффективным.
Элементы финансового механизма развития малого предпринимательства представляют собой совокупность бюджетного, налогового, кредитного механизмов, а также механизма самофинансирования, с помощью которых под влиянием внутренних и внешних факторов обеспечивается развитие малого предпринимательства и взаимоотношение с институциональной структурой. На рисунке 1 представлена модель данного механизма.
Рис. 1. Структура финансового механизма развития малого бизнеса
Финансовый механизм федерального бюджета состоит из следующих элементов:
—федеральных программ развития малого бизнеса;
—специальных налоговых режимов;
—упрощённых правил ведения налогового учёта;
—упрощённой системы ведения бухгалтерской отчётности;
—упрощённого порядка составления статистической отчётности;
—системы государственных заказов;
—обеспечения финансовой поддержки;
—обеспечения имущественной поддержки;
—обеспечения информационной поддержки;
—обеспечения консультационной поддержки;
—обеспечения поддержки внешнеэкономической деятельности;
—развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Мы полагаем, что наиболее важными для малого бизнеса являются следующие элементы финансового механизма федерального бюджета:
1. оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса за счёт средств федерального бюджета [17, c.55-57], которое осуществляется в виде субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на конкурсной основе.
2. оказание имущественной поддержки субъектам малого бизнеса, осуществляемое посредством передачи во владение или в пользование государственного имущества, к которому относятся земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование и т.д. [19, c. 38]
3. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса [16], осуществляемая через сотрудничество с иностранными организациями и зарубежными странами в области развития малого бизнеса.
Финансовый механизм региональных бюджетов, по сравнению с федеральным бюджетом, состоит из меньшего числа элементов, но содержит большее количество инструментов финансовой поддержки. Кроме субсидий, региональные органы власти могут предоставлять субъектам малого бизнеса бюджетные инвестиции и государственные гарантии.
По нашему мнению, наиболее действенным финансовым инструментом поддержки государством малого бизнеса в настоящее время можно считать предоставление субсидий субъектам Федерации на конкурсной основе. Сферы оказания такого вида финансовой поддержки могут быть различными:
—предоставление субсидий на возмещение части затрат на сертификацию по международным стандартам;
Статьи по финансам:
Управление быстроликвидными активами
К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пасси ...
Понятие и разновидности хеджирования
Хеджированием называют страхование сделок от вероятного изменения цены путем занятия на параллельном (срочном или биржевом) рынке противоположной позиции. [7] Смысл подобной операции состоит в том, что каждая сделка дублируется: к примеру, при продаже (покупке) реального товара с определенным сроко ...
Проблемные моменты законодательной конструкции уголовно-правовых норм
Проблема законодательной конструкции норм об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов обсуждалась в юридической литературе достаточно остро. В настоящей работе мы постараемся более подробно остановиться на ряде теоретическим проблем конструкции составов преступления, предусмотр ...