Наличие оборотных средств является непременным условием для осуществления компанией хозяйственной деятельности. Существует множество определений оборотных средств, с разной степенью полноты описывающих их экономическую сущность.
Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. К оборотным производственным фондам относятся предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Это производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, топливо, энергия, тара, запасные части, незавершенное производство и расходы будущих периодов.
В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, в процессе производства они делятся на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Сырье и основные материалы – это предметы труда, из которых изготавливают продукт (они составляют материальную основу продукта). При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, молоко и т.п.), а материалами – продукты обрабатывающей промышленности (сахар, ткани и т.п.).
Вспомогательными называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и материалы для придания продукту определенных потребительских свойств или для ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства
Все эти положения позволяют более глубоко изучить состав и структуру оборотных средств.
Денежные средства, предназначенные для образования запасов готовой продукции, а также чеки и векселя к получению, задолженность акционеров, разная дебиторская задолженность, средства на расчетных счетах в банках и кассах (временно свободные денежные средства) представляют собой фонды обращения.
Основными факторами, определяющими величину оборотных средств, занятых в производстве (оборотные производственные фонды), являются длительность производственного цикла изготовления продукции, уровень организации труда и развития техники и совершенство технологии. В свою очередь сумма средств обращения зависит в основном от условий реализации
продукции, уровня организации системы снабжения и сбыта продукции.
Совокупность денежных средств, авансированных в мобильные (находящиеся в постоянном движении) фонды, образует оборотные средства предприятия.
Из приведенных положений можно сделать вывод, что оборотные средства используются для:
• приобретения сырья, комплектующих изделий и всех других компонентов, необходимых для организации производства;
• оплаты ресурсов, потребляемых в процессе производства в виде электроэнергии, топлива и т.п.;
• выплаты заработной платы на момент создания предприятия;
• оплаты обязательных налогов и платежей.
Оборотные средства в денежной форме накапливаются на расчетном счете предприятия в виде денежной наличности. Эти суммы должны быть достаточными для оперативного использования на указанные цели. В этом и состоит задача по эффективному управлению финансами хозяйствующих субъектов. На практике необходимо балансировать и нельзя допускать нехватки оборотных средств и их излишков.
Статьи по финансам:
Виды банковских рисков
В связи с тем, что оптимальное соотношение уровней риска и ожидаемой прибыли различно и зависит от ряда факторов, особенно важно измерить и численно определить уровень конкретного вида риска или совокупного риска. Практически все банковские риски можно подразделить по виду отношения к внутренней и ...
Меры по совершенствованию
управления основным капиталом на предприятии
На основании проведенного в работе исследования к главным факторам совершенствования политики управления основными средствами ОАО "АПК КАЭС" в соответствии с обозначенными целями можно отнести: - обновление и техническое совершенствование основных фондов; - ликвидация бездействующего обор ...
Современные тенденции в сфере франчайзинга
Во-первых, долгий период развития многих франчайзинговых систем в Европе и Америке привел к увеличению числа франчайзи, «достигших уровня комфорта» (т. е. осуществивших свои мечты об «образе жизни»), а также к росту количества франчайзи, владеющих несколькими торговыми точками. Во-вторых, экономиче ...