Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему кроме бюджетов государственные внебюджетные фонды.[14] Государственные внебюджетные фонды, как и бюджеты, утверждаются законодательными органами власти. Денежные средства фондов имеют целевое направление расходования.
Бюджетное устройство страны зависит, в первую очередь, от ее государственного устройства. Поэтому у каждого государства свое бюджетное устройство. Для унитарного государства характерна двухуровневая бюджетная система. Для федеративного государства свойственно наличие трех уровней бюджетной системы: федерального, субъектов федерации и местного.
Бюджетная система России состоит из трех уровней(рис. 1):[15]
1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).
2. Бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (Территориальных фондов обязательного медицинского страхования).
3. Местные бюджеты - бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Рис. 1. Состав бюджетной системы Российской Федерации.
Последний уровень – бюджеты муниципальных образований, разделен Бюджетным кодексом РФ на два подуровня, каждый из которых является самостоятельным. Подобное государственное деление устанавливается новым законодательством о местном самоуправлении, которое вступает в силу с 1 января 2006 года.[16] Бюджеты городских и сельских поселений входят, как составная часть в консолидированные бюджеты муниципальных районов. Однако говорить о том, что система имеет четырехуровневый характер, не позволяет то, что она не будет однородной. В отдельных частях Российской Федерации, например городах Москве и Санкт-Петербурге четвертая составляющая отсутствует. Данное положение будет видимо касаться и некоторых городов. Таким образом, можно констатировать, что бюджеты городских и сельских поселений, после реформы местного самоуправления, станут еще одним звеном в системе муниципальных бюджетов.
Бюджеты всех уровней служат финансовой базой самостоятельности государственных и муниципальных образований. Они используются в деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, для исполнения ими своих функций.
Кроме разграничения уровней бюджетной системы Бюджетный кодекс РФ дает четкое определение федеральному бюджету, бюджетам субъектов Федерации, местным бюджетам, консолидированным бюджетам разных уровней, государственным внебюджетным и целевым бюджетным фондам:
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.[17]
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.[18]
Статьи по финансам:
Новый вид контроля в развитых странах
В последние годы в развитых странах повсеместно внедряется новый вид контроля. Он зародился в Швеции в 60-х годах XX века и называется контролем эффективности. Согласно этому виду контроля формальная законность и бухгалтерская точность являются не конечной целью, а лишь началом контроля. Основная з ...
Порядок учета и взимания земельного налога и налога на недвижимость с физических
лиц
Плательщиками земельного налога являются физические лица, которым земельные участки предоставлены в собственность, пожизненное наследование или пользование. Ставки, льготы и порядок исчисления установлен Законом «О платежах за землю». От уплаты земельного налога освобождаются пенсионеры по возрасту ...
Понятие налога. Виды налогов
Сегодня Украина находится на стадии формирования налоговой системы, главная задача которой – создать условия для развития предпринимательства и на этой основе обеспечить полное удовлетворение государственных и социальных потребностей. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об ...