Источники и методы финансирования бюджетного дефицита

Информация о финансах » Бюджетная система РФ » Источники и методы финансирования бюджетного дефицита

Страница 2

1) Дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений и улучшения налогового администрирования;

2) Займы на внутреннем и внешнем рынках;

3) Долговые обязательства (кредиты);

4) Кредитно-денежная эмиссия;

5) Использование переходящих или временно свободных остатков бюджетных средств на счете Федерального казначейства;

6) Привлечение средств из стабилизационных фондов (находятся в стадии освоения).

Реальными источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 1999-2001гг. являлись поступления от выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций – ГКО и облигаций федеральных займов – ОФЗ), поступления от приватизации объектов госсобственности и реализации драгметаллов и драгоценных камней из государственных запасов. Они использовались на обслуживание и погашение госдолга и покрытие кассовых разрывов.

Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета было отрицательным: средства федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашения внешнего государственного долга, внешние заимствования в последние годы являются незначительными.

В Российской Федерации кредитно-денежная эмиссия как способ финансирования бюджетного дефицита не используется и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые поступления учитываются при составлении проектов бюджетов и Бюджетным кодексом РФ не рассматриваются как способ финансирования бюджетного дефицита.

Все более активно стал осваиваться способ резервирования бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счет профицита бюджета в сумме 109,8 млрд руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.

Средства финансового резерва могут использоваться только на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашение государственного долга Российской Федерации. Эти крупные финансовые ресурсы правительство может размещать на финансовых рынках в государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств). Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В западных экономических теориях политика бюджетного дефицита рассматривается преимущественно в аспекте проблем экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской правительственной бюджетной политике проблемы бюджетного дефицита увязываются только в плане подавления инфляции и уплаты внешнего долга.

Различаются два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижение бюджетного дефицита или его полной нуллификации), увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика при сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой и неэффективном управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко является реальностью в переходной экономике, в том числе и в России.

Страницы: 1 2 3

Статьи по финансам:

Экономическая сущность финансовых рисков
Основной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является получение прибыли, однако в полной мере предвидеть ее результат невозможно, поскольку хозяйствующие субъекты сталкиваются с различными видами рисков, осложняющих их деятельность. Категория риска используется многими на ...

Складское свидетельство и его виды
Согласно п. 2 ст.907 ГК РФ письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом. В соответствии со ст.912 ГК РФ товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складс ...

Анализ структуры долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
В первую очередь, анализ, рекомендуется начинать с оценки динамики объёма и структуры капитальных вложений в сметных ценах по основным направлениям воспроизводства основных фондов проектов «А» и «В». Данные для этой оценки находятся в таблицах 2 и 3. Таблица 2 – Динамика объёма и структуры капиталь ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru