Существуют разнообразные источники финансирования бюджетного дефицита, особенно в условиях устойчивого экономического роста и наличия достаточной массы не вовлеченных в реальный инвестиционный процесс финансовых ресурсов у населения, банков и финансового рынка.
По формам собственности источники финансирования бюджетного дефицита можно разделить на собственные и заемные. К собственным источникам относятся поступления ресурсов от имущества, находящегося в собственности государства и местного самоуправления. Поступления от этих источников носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные ресурсы финансового рынка и носят возвратный характер, относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.
Табл. 1
Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Внутренние источники | |||||
Поступления от продажи государственного имущества, в том числе от реализации запасов драгоценных металлов и драгоценных камней |
Кредиты банковской системы |
Государственные займы на финансовом рынке |
Бюджетные ссуды |
Изменения остатков на счетах в банках (-,+) | |
Внешние источники | |||||
Кредиты международных финансовых организаций |
Кредиты правительств иностранных государств |
Государственные займы от размещения ценных бумаг за рубежом |
Кредиты иностранных банков и фирм | ||
Заемные источники классифицируются на внутренние и внешние. По способу привлечения относятся к кредитам и займам, имея в виду, что кредиты предоставляются на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных бумаг.
Основными особенностями финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам и отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и драгоценных камней), поскольку большинство субъектов Федерации и тем более органов местного самоуправления не имели ни экономической, ни правовой возможности реализовывать соответствующие фонды, за исключением отдельных регионов, которым такое право было временно предоставлено некоторым субъектам Российской Федерации в соответствии с договорами о разграничении полномочий с федеральным центром.
Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит статью, ограничивающую суверенитет России в использовании ее золотовалютных ресурсов в финансировании бюджетного дефицита. Кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования бюджетного дефицита взаимосвязаны со способами дефицитного финансирования. Способы финансирования дефицита характеризуются специфическими финансовыми инструментами и технологиями, посредством которых финансовые ресурсы из других финансовых сфер и финансовых потоков попадают в бюджетную систему государства. Используются следующие способы финансирования дефицита государственного бюджета:
Статьи по финансам:
Анализ доходной и расходной части бюджета Пенсионного фонда России за 2002
год
Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002 год» утвержден бюджет ПФР, по доходам в сумме 783477,7 млн. руб., и по расходам в сумме 739156,6 млн. руб., с превышением доходов над расходами в сумме 44321,1 млн. руб. Таким образом, по данным таблицы 2.1 «Стр ...
Виды налоговой отчетности и сроки ее предоставления
В ходе выполнения своих функций инспекцией МНС по анализу поступивших сумм налогов, экономических санкций и иных обязательных платежей в бюджет, составляются следующие виды налоговой отчетности Отчет 1-нн «Сведения о задолженности по налогам и платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фо ...
Общее понятие о государственном долге
Бюджетный кодекс РФ [БК РФ, ст. 89] определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими зае ...