В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах
Вся совокупность обязательных платежей налогового характера может быть классифицирована по нескольким основаниям (см. схему). Выделим наиболее важные:
1. В зависимости от компетенции органа, который вводит действие налогового платежа на соответствующей территории:
а) общегосударственные – налоги и сборы, устанавливаемые Верховной Радой Украины, вводимые в действие исключительно Законами Украины и действующие на всей территории Украины;
б) местные – налоги и сборы, перечень которых устанавливается Верховной Радой Украины, вводятся в действие местными органами самоуправления и действуют на территории отдельных регионов Украины.
Необходимо иметь в виду, что использование местных налогов и сборов довольно детально регламентируется Верховной Радой Украины при определенной свободе местных органов самоуправления. Во-первых, Верховной Радой Украины устанавливается их исчерпывающий перечень (ст.15 Закона Украины с изменениями от 7 июня 2001 года "О системе налогообложения"). Во-вторых, этим органом государственной власти закреплен перечень обязательных к введению на всей территории Украины местных налогов и сборов (ч.2 ст.15 Закона Украины "О системе налогообложения" с изменениями от 7 июня 2001 года). Таких платежей – шесть (из шестнадцати) и только десять устанавливаются по усмотрению местных органов самоуправления.
Принцип компетенции органа, который устанавливает налог, лежит в основе классификации налогов в Украине. Статья 14 Закона Украины от 18 февраля 1997 года перечисляет общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи), ст.15 – местные налоги и сборы. Необходимо учесть, что каждая из этих статей конкретизируется в нескольких законах и подзаконных актах, касающихся отдельных налоговых отчислений. Что касается указанных статей, то представляется уместным одно замечание. Статья 14 включает перечень общегосударственных налогов и сборов. Видимо, целесообразно выделить в этом перечне несколько подпунктов, разбив его на две части. Первая должна охватывать только налоги, в другую войдут разновидности сборов. Иными словами, такая классификация разделяет разные по характеру, методам исчисления и способам уплаты платежи в бюджет и отчисления, которые имеют относительно недавнюю историю, целевой характер, принципиально отличный от нецелевых, традиционных, имеющих многовековую практику налогов.
2. В зависимости от канала поступления. В соответствии с бюджетной системой Украины налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно разделить на закрепленные и регулированные.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в Государственный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд. Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях в соответствии с бюджетным законодательством. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в Государственный бюджет и бюджеты других уровней, определяются при утверждении каждого бюджета.
Можно несколько детализировать эту группу налогов, дифференцировав их на группы:
а) государственные – налоги, полностью поступающие в Государственный бюджет;
б) местные – налоги, полностью поступающие в местные бюджеты;
в) пропорциональные – налоги, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами в определенной пропорции;
г) внебюджетные – налоги, поступающие в определенные фонды (в некоторых случаях, правда, они все-таки должны пройти через бюджет).
3. В зависимости от плательщика:
А. Налоги с юридических лиц (налог на прибыль и т.д.);
Б. Налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.д.);
В. Смешанные – налоги, предполагающие в качестве плательщика и юридических, и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.). При этом смешанные налоги можно разделить на:
а) налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли);
б) налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор).
Статьи по финансам:
Анализ основных показателей бюджета Челябинской
области
А) Подберем цифровой материал о доходах/расходах бюджета субъекта федерации за последние 2-3 года, включая текущий, используя данные ст.1 закона субъекта федерации «О бюджете субъекта федерации на соответствующий год…» и заполним таблицу 3. Таблица 3 Показатели бюджета Челябинской области 2009 2010 ...
Эмиссия денег
Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Так, безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выда ...
Федеральная служба страхового надзора РФ
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор, ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Основные функции принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отз ...