Функции финансов

Страница 1

Как известно, каждая экономическая категория выполняет определенные функции, в которых проявляется сущность этой категории, функцию можно рассматривать как способ выражения свойств, присущих ей. Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов[15].

Существует позитивная теория, отвечающая на вопрос, как это происходит, и нормативная теория, отвечающая на вопрос, как должно быть. В рамках позитивной теории функции финансов состоят в следующем:

перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;

способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;

обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.

Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.

С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:

перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;

регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;

контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспределения.

В рамках нормативной теории финансов если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет регламентировать последние; каковы условия достижения "золотой середины" между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом - между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и т.д.

Для современной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория "провалов" (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые как бы фиксируют в каждый данный момент "золотую середину" распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует об адекватности финансов в качестве механизма перераспределения.

Следует заметить, что финансы выполняют две основные функции, хотя по поводу этого в наших учебниках, как было выяснено выше, высказывались различные точки зрения о количестве функций.

Однако все российские учебники по теории финансов отмечают, по крайней мере, наличие следующих двух функций финансов - распределительной и контрольной[16].

Основное назначение распределительной функции финансов состоит в обеспечении каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Э. Боди и Р. Мертон подтверждают эту мысль: "Главная функция финансов - удовлетворение потребностей людей, включая их основные жизненные потребности в пище, одежде, жилье" Это является конечной целью распределения. Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (в 2005 г. ВВП составил 21,6 трлн. руб., в 2007 г. достигнет величины в 31,22 трлн. руб.). Субъекты распределения - это государство, юридические и физические лица. Методы распределения - налоги и государственные расходы. Налоговый метод представляет собой обязательное, установленное законом, регулярное и безвозмездное изъятие части дохода или имущества налогоплательщиков на нужды государства. С помощью налогов происходит формирование централизованных фондов денежных средств, которые используются методом государственного финансирования.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Методы анализа и планирования прибыли
Методы анализа прибыли являются важной составной частью механизма управления прибылью. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов для повышения эффективности управления ею на предприятии. В научной литерату ...

Оценка основных финансовых показателей предприятия
Детализированный анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидно ...

Предпосылки возникновения финансов
Финансы - категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства и развитием товарно-денежных отношений. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru