Решение локальной задачи оценки кредитоспособности клиента не может быть эффективным в отрыве от кредитной политики банка.
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов[1]. На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, а также региона, к которому принадлежит потенциальных заемщик. Данная работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых элементов анализа делает процесс кредитования осмысленным и подготовленным.
Исходя из проведенных исследований, руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период. В этом документе излагаются[2]:
1.Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:
· соотношения кредитов и депозитов;
· соотношения собственного капитала и активов;
· лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
· лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;
· клиентские лимиты:
а) для акционеров (пайщиков);
б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;
в) для новых клиентов;
· географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);
· требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);
· требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;
· планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.
2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:
· организация кредитного процесса;
· перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
· правила проведения оценки обеспечения.
Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.
Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.
Кредитная политика банка включает в себя следующие элементы:
· определение целей, исходя из которых, формируется кредитный портфель банка (виды, сроки, размеры и качество обеспечения);
· описание полномочий подразделений банка в процессе выдачи, ведения и погашения кредита;
· перечень необходимых документов;
· основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения;
· лимитирование операций по кредитованию;
· политику установления процентных ставок по кредитам;
· методики оценки кредитных заявок;
· характеристику диагностики проблемных кредитов, их анализа и путей выхода из возникающих трудностей.
Под методом кредитования обычно подразумевается совокупность приемов, с помощью которых осуществляется выдача и погашение кредита. Таких методов три: кредитование по остатку; кредитование по обороту; кредитная линия.
Кредитование проводится в несколько этапов: подготовительный; рассмотрение кредитного проекта; оформление кредитной документации; этап использования кредита и последующего контроля в процессе кредитования.
Кредитная политика коммерческого банка — это комплекс мероприятий банка, цель которых — повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
Статьи по финансам:
Меры по совершенствованию
управления основным капиталом на предприятии
На основании проведенного в работе исследования к главным факторам совершенствования политики управления основными средствами ОАО "АПК КАЭС" в соответствии с обозначенными целями можно отнести: - обновление и техническое совершенствование основных фондов; - ликвидация бездействующего обор ...
Порядок и сроки уплаты
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акциза по прямогонному бен ...
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности работы предприятия. В организации ООО «Надежда-1» ежегодно происходит ее изменение в ту или иную сторону за счет того, что: 1) снижаются или увеличиваются объемы производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг; 2) эффективно или неэф ...