Становление и развитие налоговых органов в России

Информация о финансах » Правовое регулирование деятельности налоговых органов » Становление и развитие налоговых органов в России

Страница 1

Налоговые органы России имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои владения, либо по их поручению это делалось специально уполномо­ченными на то людьми - данниками. Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники, таможенники и др.) систематически собирали дань с населения, значитель­ная часть которой передавалась завоевателям.

Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.

Прообраз налоговых органов оформился в княжение Ивана III с появлением финансового управ­ления казенного приказа. В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором нало­гов, значительно увеличилось, и лишь в 1718 г. они были упразднены Петром 1 в связи с учреждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладны­ми доходами». Однако наряду с налогами она должна была заниматься устройством дорог, вопросами земле­делия, состоянием урожая, другими проблемами госу­дарственного строительства.

Во времена Екатерины II Указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год ее разделили на четыре самосто­ятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал- прокурору. Петровские коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции по финансовому управле­нию переданы казенным палатам. 8 сентября 1802 г. было создано министерство финансов, основной задачей которого стало «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государственных расходов».1

Структурным подразделением Министерства Финансов был Департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: оклад­ных сборов и неокладных сборов. Последний в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неоклад­ных сборов и казенной продажи питий. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался Департамент торговли и мануфактур.

На местах вопросы налоговой системы решались казенными палатами, подчиненными Министерству Фи­нансов. Казенная палата состояла из управляющего, помощника управляющего, начальников отделений и других членов по штату. При казенной палате образовывалось губернское податное присутствие. В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов, которые осуществля­ли контроль за правильным взиманием налогов, пошлин и различных сборов на своих участках. Таких участков на территории Российской Империи на 1902 г. насчитывалось 500. Учитывая особую значи­мость деятельности податных инспекторов, их назначе­ние на должность и распределение по губерниям осуществлялось лично министром финансов.

Для упорядочения работы по раскладке, учету и взиманию основных видов налогов в конце XIX — начале XX веков стали создаваться присутствия по различным видам налогообложения — коллегиальные органы управления: губернские и уездные податные раскладочные присутствия. После упразднения губерн­ского податного присутствия его функции были переданы самой казенной палате и специальным присутствиям по основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ, присутствию по квартальному налогу и присутствию по государственно­му промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Членами этого присутствия являлись также управляющий казенной палатой, вице-губернатор, прокурор председательствующий окружного (губернского) суда, управляющий акцизным управлением. Раскладочные присутствия в уезде, возглавляемые податным инспектором участка, сохранились вплоть до 1917 г.

Страницы: 1 2 3

Статьи по финансам:

Фандрейзинг – внебюджетное финансирование библиотек
Библиотеки России, как и многие другие государственные и некоммерческие организации, сталкиваются с проблемой недостаточного бюджетного финансирования, что побуждает их искать другие, внебюджетные источники и обращаться к частным жертвователям, в благотворительные фонды и коммерческие фирмы, как эт ...

Сущность и значение финансового контроля
Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством фина ...

Сущность и значение комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности
В экономическом анализе изучают не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического их формирования и зат ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru