Цели и формы государственного ценового регулирования в Беларуси

Информация о финансах » Государственное ценовое регулирование » Цели и формы государственного ценового регулирования в Беларуси

Страница 2

Рисунок 1. Политика “ценового потолка”

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Ql). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Ql < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики “ценового потолка” в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика “ценового пола”, как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рисунок 2).

Рисунок 2. Политика “ценового пола”

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики “ценового пола” тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Политика “коридора цен” заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рисунок 3).

Рисунок 3. Политика “ценового коридора”

Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов.

Таким образом, политика “ценового коридора” позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой [5, с. 43].

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по финансам:

Анализ основных показателей бюджета Челябинской области
А) Подберем цифровой материал о доходах/расходах бюджета субъекта федерации за последние 2-3 года, включая текущий, используя данные ст.1 закона субъекта федерации «О бюджете субъекта федерации на соответствующий год…» и заполним таблицу 3. Таблица 3 Показатели бюджета Челябинской области 2009 2010 ...

Методика определения совокупного годового дохода
Так как в инспекции Министерства по налогам и сборам по Энскому району отсутствует отдел декларирования, то вся работа по приему деклараций и перерасчету подоходного налога осуществляется отделом налогообложения физических лиц. По окончании календарного граждане РБ, а также иностранные физические л ...

Экономическая сущность лизинга
Экономическую сущность любого отношения можно раскрыть только через цель и способ ее достижения. Целью с позиций основного принципа экономики является достижение наилучших результатов при минимальной затрате средств. Отношения могут установиться только в том случае, если сохраняется этот принцип дл ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru