Цели и формы государственного ценового регулирования в Беларуси

Информация о финансах » Государственное ценовое регулирование » Цели и формы государственного ценового регулирования в Беларуси

Страница 5

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства [8].

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

- установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

- определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

- обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

- установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

- установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

- ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

- ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

- обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

- индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

- декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

- ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

- контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании [5, с. 47].

Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по финансам:

Инвестиционный пай
Инвестиционный пай можно определить по разному. Как правило, инвестиционный пай существует в бездокументарной форме. Это электронный документ, который представляет собой запись в специальной компьютерной программе. То, что инвестор стал владельцем пая, подтверждает выписка из реестра. Специфика пая ...

Финансовая устойчивость предприятия
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость, во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и в первую очередь - от соотношения основных и оборотных средств. Поэтому необходимо про ...

Стоимость чистых активов организации
Среди показателей оценки финансового состояния важную роль играет стоимость чистых активов УРП «МоАЗ им. С.М. Кирова». Она определяется по состоянию на 1 января на основании данных бухгалтерского баланса как разница между стоимостью активов и пассивов, принимаемых к расчету. В состав активов, прини ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru