Реализуя свои функции, государство преследует в первую очередь общенациональный интерес, используя целостную систему рычагов, инструментов, форм, методов, факторов влияния на определенный объект регуляции. Функции государства на финансово-кредитном рынке реализуются через представительства различных органов или непосредственно через распределение бюджетных средств, функционируя как инвесторы тех отраслей экономики и производств, продукция которых имеет общенациональный характер и в соответствии с законодательством может производиться на государственных предприятиях или предприятиях, приватизация которых будет осуществляться в ближайшее время; финансирование тех отраслей и производств, где государство является заказчиком и потребителем продукции (оборонная промышленность, объекты государственной инфраструктуры, магистрали, терминалы); может инвестировать развитие производств, целесообразность которых обуславливается рыночной конъюнктурой (с целью получения прибыли). [9]
Органы государственной власти страны отвечают за макроэкономическое содействие инвестиционной деятельности субъектов ведения хозяйства через активизацию операций на финансово-кредитном рынке. В распоряжении государства – рычаги как прямого действия в виде централизованных государственных капитальных вложений в объекты общегосударственного значения, развитие государственного сектора экономики, так и косвенные средства регуляции за счет бюджетной и денежно-кредитной политики.
Бюджетные рычаги – это установленная государством система различных видов налогов, которые практически определяют такую систему перераспределения доходов предприятий и граждан страны, какую государство считает оптимальной для формирования доходной части бюджета и сохранения у предприятий и предпринимателей рыночных стимулов к работе и получению прибыли.
Денежно-кредитная политика государства влияет на инвестиционные условия, регулируя денежное обращение и работу банковской системы, которая, по существу, репродуцирует рост средств в экономической системе Через государственную комиссию по регуляции рынка финансовых услуг государство осуществляет влияние на участников небанковского сектора. Через Национальный банк государство осуществляет регуляцию спроса и предложения на привлеченные денежные ресурсы, кредитную экспансию (снижение учетной ставки), кредитную рестрикцию (сдерживание инвестиционной активности через мероприятия, которые приводят к подорожанию кредитных ресурсов), проведение операций на фондовом рынке с государственными ценными бумагами, регуляцию нормы обязательных резервов или минимальных резервов.
Обобщение рычагов государственной регуляции финансово-кредитного рынка приведен на рисунке 2.
![]() |
![]() |
Статьи по финансам:
График выполнения работ
Календарный план – важнейшая часть бизнес-плана. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели. Кроме того, в этом разделе отмечаются плановые цели, и обращается внимание на те моменты, которые наиболее опасны для успеха проекта. Хоро ...
Счетная палата как орган
финансового контроля
Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетно ...
Основные формы и виды лизинга
Виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от: – форм организации сделок, их продолжительности; – объемов обязанностей сторон; – особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; – типов лизинговых платежей; – отношения к налоговым льготам; – сектора рынка; Внутренний лизинг – о ...