Государственные заимствования и гарантии

Страница 2

Как установлено материалами дела, в соответствии с постановлением Новохоперского районного Совета народных депутатов от 7 сентября 2004 г. № 6/24 администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области разрешено произвести заимствование на сумму 3000000 руб. у организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

На основании данного постановления 1 октября 2004 г. между администрацией и ИП Кузьменко С.П. заключен договор займа № 32 на сумму 3000000 руб. сроком возврата до 6 ноября 2004 г. В соответствии с его условиями ИП Кузьменко С.П. перечислила администрации денежные средства в размере 3000000 руб., которые были зачислены на лицевой счет Управления финансово-экономического развития администрации Новохоперского района.

Разрешая спор, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что договор займа от 1 октября 2004 г. № 32 является гражданско-правовой сделкой, заключен с нарушением ст.817 ГК РФ, которой предусмотрено заключение договора государственного займа путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

В связи с отсутствием доказательств заимствования денежных средств путем выпуска соответствующих ценных бумаг и в соответствии со ст.167, 168 ГК РФ договор займа от 1 октября 2004 г. № 32 признан недействительным и применены последствия недействительности сделки[39].

В соответствии с ч.3 ст.2 Закона о рынке ценных бумаг облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Регулирование порядка эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг осуществляется как Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Законом о рынке ценных бумаг, так и специальным законом - Законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Регулирование механизма заключения договора государственного (муниципального) займа Законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется посредством установления:

порядка возникновения обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Как установлено п.2 ст.817 ГК РФ, государственные (муниципальные) займы являются добровольными. Поэтому в качестве единственного основания возникновения обязательств по ценным бумагам может выступать решение эмитента.

Тем не менее, учитывая публичность возникающих при этом отношений, законодателем в ст.111 БК РФ установлены ограничения по возникновению обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам, обеспечивающие соблюдение принципа сбалансированности доходной и расходной части бюджета.

Осуществление государственных и муниципальных заимствований допускается только в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете на текущий финансовый год следующих значений:

предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

предельного объема заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать:

для субъекта Российской Федерации - 30% объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;

для муниципального образования - 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.

Последствием несоблюдения вышеуказанных требований является также недействительность (ничтожность) договора займа.

Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 1 апреля 2003 г. по делу № Ф03-А04/03-1/289 судом при рассмотрении иска областного государственного унитарного предприятия "АГРО" к Администрации Завитинского района Амурской области, СПК "Иннокентьевка" о взыскании 860387 руб.41 коп. отмечена правомерность признания недействительным договора поручительства судом первой инстанции при превышении предельного размера дефицита бюджета[40].

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Фонд обязательного медицинского страхования
Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 8 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда форм ...

Виды рисков на рынке ценных бумаг
Под риском понимают некую вероятность отклонения событий от среднего ожидаемого результата. Каждому виду операций с ценными бумагами присущ собственный уровень риска. Риск ликвидности связан с возможностью потерь при реализации ценных бумаг. На вторичном рынке данный риск проявляется в снижении пре ...

Пути развития банковского сектора в Российской Федерации и диверсификация банковских кредитов и ссуд
Диверсификация кредитов – это распределение вкладываемых или кредитуемых в экономику денежных капиталов между разными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Российский банковский сектор в последние годы переживает этап системного реформирования. Потребност ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru