Государственные заимствования и гарантии

Страница 3

О признании договора недействительным в судебном порядке в данной ситуации можно говорить, скорее, как об исключении. Порядок заключения договора государственного (муниципального) займа, предусматривающий обязательную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг Министерством финансов РФ в большинстве случаев исключает возможность злоупотребления со стороны региональных органов власти.

Отметим также, что в структуре государственного долга существует единственный вид долговых обязательств, являющихся разновидностью кредита, которые изначально закладываются в расходных статьях бюджета, а в последующем могут быть представлены как источники финансирования бюджетного дефицита, - это государственные гарантии по финансовым обязательствам третьих лиц.

Эта достаточно новая форма государственного долга впервые получила свое закрепление в системе законодательства РФ только с принятием Бюджетного кодекса РФ, в котором в п.1 ст.97 в определении понятия государственного долга среди прочих обязательств выделяются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Главной особенностью государственных гарантий для бюджета является то, что при исполнении получателем государственной гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг[41].

Государственные гарантии предоставляются российским инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов. При этом критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки является величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта; затем принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности.

В связи с тем, что институт государственных гарантий в России развит слабо, достаточное нормативно-правовое регулирование механизма их предоставления отсутствует. В настоящее время при предоставлении государственной гарантии в большинстве случаев государственные органы не проводят тщательную проверку финансового состояния заемщика, ограничиваясь документами, представляемыми получателем гарантии. Отсутствие такой проверки и как следствие - непредъявление регрессных требований к нему приводит к тому, что предоставленные государственные гарантии фактически являются скрытой формой финансирования целей, которые не запланированы и не учтены в расходной части федерального бюджета. Данная практика может привести к занижению затрат федерального бюджета, необходимых для финансирования приоритетных задач государства[42].

Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в части государственных гарантий недостаточны для однозначного, полного и четкого определения как условий предоставления государственных гарантий, так и их учета и отражения в приложениях к федеральным законам о федеральном бюджете.

Государственную гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств третьих лиц перед кредитором отличает от иных гражданско-правовых способов обеспечения то, что гарантом выступает Российская Федерация, т.е. государство, которое в одностороннем порядке должно определять условия и порядок предоставления гарантии в соответствии с положениями ст.115 и 116 Бюджетного кодекса, а также особый порядок предоставления государственных гарантий, их учета и отражения в структуре и объеме государственного долга.

Пленум ВАС России в п.4 Постановления от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"[43] при рассмотрении споров, связанных с привлечением публично-правовых образований к ответственности по выданным ими государственным (муниципальным) гарантиям по обязательствам должника, а также споров о признании сделок о предоставлении гарантий недействительными предписал арбитражным судам исходить из того, что:

а) государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в гл.23 "Обеспечение исполнения обязательств" части первой Гражданского кодекса РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование письменно обязуется отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, а перед третьими лицами полностью или частично (п.1 ст.329 ГК РФ);

б) к правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу п.2 ст.124 ГК РФ применяются нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов;

в) к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы ст. ст.115 - 117 ГК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обусловленные спецификой их субъектного состава, общие положения Гражданского кодекса РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (ст.329 ГК РФ), а также, в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами § 5 гл.23 ГК РФ, - нормы Гражданского кодекса РФ о договоре поручительства (п.1 ст.6 ГК РФ);

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Показатели оценки ликвидности и платежеспособности организации
Расчет показателей платежеспособности УРП «МоАЗ им. С.М. Кирова» представлен в таблице 2.1. ликвидность платежеспособность показатель рентабельность Таблица 2.1 – Расчет показателей платежеспособности УРП «МоАЗ им. С.М. Кирова» за 2008–2010 гг., млн. руб. Показатели Нормативное значение 01.01. 2009 ...

Структура инспекции, должностные обязанности работников, экономика района
Инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по Энскому району входит в структуру Министерства по налогам и сборам, является юридическим лицом, подотчетна и подконтрольна ИМНС по Брестской области. ИМНС работает в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления, координиру ...

Негосударственное пенсионное обеспечение
Помимо трудовой пенсии, назначаемой в рамках обязательного пенсионного страхования, мы имеете возможность получать пенсию в рамках негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами. Возникновение системы негосударственного пенсионно ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru