В отличие от эмиссионных, неэмиссионые ценные бумаги не только, не обладают указанными признаками, но и выпускаются, как правило, штучно. Каждый такой вид ценной бумаги закрепляет за владельцем индивидуальный объем прав, который осуществляется в специально установленные для него сроки. Выпуск этих бумаг не носит элемента публично-правового характера, то есть для них не характерна государственная регистрация. Должник самостоятельно, без какого-либо специального контроля, выпускает ценную бумагу. Хотя при этом деятельность самого эмитента может контролироваться со стороны государства, например лицензироваться[[38]]. К данну роду ценных бумаг относятся векселя, чеки, складские свидетельства.
Еще одним основанием, по которому можно подразделить ценные бумаги, заключается в том, кто является их эмитентом, то есть лицом, которое несет от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению закрепленных ими прав. По этому признаку разделяют государственные, муниципальные и частные. Поскольку по своей сути ценные бумаги служат для привлечения свободных средств граждан и, как правило, для покрытия определенной части расходов, то для государства, муниципальных образований, покрывающих соответственно свои бюджетные расходы, а также для отдельных частных компаний свойственно выпускать различные виды ценных бумаг. Основные положения о выпуске государственных и муниципальных бумаг определяются главой 14 Бюджетного кодекса РФ[[39]] и Федеральным законом от 29 июня 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[[40]] (в ред. от 18 декабря 2006 г.). Так, в статье 2 указанного закона указывается, что федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации, а муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. При этом положение статьи 3 говорит о том, что «государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»». Тем самым ограничивается круг ценных бумаг, в которых могут быть выражены заимствования как государства, так и муниципальных образований, принадлежностью их к эмиссионным. Иными словами, государственные и муниципальные ценные бумаги не могут существовать в виде коносамента, складского свидетельства или же векселя, а также иных бумаг, которые не отвечают требованиям, установленным ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом следует заметить, что в выпуск государственных ценных бумаг возможен только, если он утвержден законом или решением представительного органа муниципального образования о бюджете соответсвующего уровня. В этой связи несколько особняком стоят целевые долговые обязательства Российской Федерации, регулирование которых осуществляется Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 15 мая 1995 г.[[41]], которые в соответствии со ст. 5 данного закона также являются государственными ценными бумагами. Их появление является результатом перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Поэтому здесь не стоит говорить о распространении ценных бумаг данного рода, их следует рассматривать как единовременное явление, вызванное необходимостью сбережения вкладов граждан в результате реорганизации Советского Союза в Российскую Федерацию. К данным видам бумаг следует отнести государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, целевые облигации Российской Федерации, целевые казначейские обязательства Российской Федерации и другие. Следует заметить, что обязательства советского государства были переведены в основные виды ценных бумаг в соответствии с российским законодательством.
Статьи по финансам:
Жизненный цикл программного
продукта
Программы любого вида характеризуются жизненным циклом, состоящих из отдельных этапов: - маркетинг рынка программных средств, спецификация требований к vgfпрограммному продукту, - проектирование структуры программного продукта, - программирование (создание программного кода), тестирование, автономн ...
Налоговый риск-менеджмент на предприятии: основные рискообразующие источники
Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными финансовыми рисками. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого управленческого решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. При этом эффективными и обосн ...
Методика экономического анализа использования производственных мощностей
предприятия
Анализ целесообразно начинать с изучения изменения величины производственной мощности в зависимости от изменений количества средств труда, их производительности, степени согласованности в пропускной способности оборудования, производственных мощностей подразделений. Для расчета производственной мощ ...