Еще одна причина пробуксовки инвестиционного процесса - отсутствие согласованности в деятельности различных органов. Так, Министерство финансов и министерство по налогам и сборам по-разному толкуют положения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и ФРГ. Так, при ввозе легковых автомобилей представительствами иностранных компаний на территорию РФ налоговое управление не требует уплаты налога на приобретение транспортного средства. Таможня же отказывается оформлять такие автомобили без подтверждения об уплате налога на их покупку.
Иностранный инвестор, полагающий на полученную от официального органа информацию, не застрахован оттого, что эти сведения не будут оставлены без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным лицом.
Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется[8].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
Гарантия прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством.
Инвестиционная деятельность, как и любой другой экономический процесс, осуществляется в определенном правовом пространстве, которое может либо стимулировать инвестиции, либо создавать препятствия на их пути. С точки зрения инвестиционной деятельности, наиболее важными областями законодательства являются налоговое и контрактное законодательство, а также предоставление лицензий на занятие различными видами экономической деятельности. Необходимо четко определить и должным образом гарантировать права собственности. К сожалению, новейшая российская история знает немало примеров нарушения прав акционеров[9].
Либерализация экономики требует сокращения количества видов деятельности, для занятия которыми необходимо получить разрешение, а также упрощения порядка получения лицензий. В настоящий момент в России предпринято ограничение прав местных органов власти в этой сфере, в результате чего система приобретает большее единообразие. С другой стороны, чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия для экономического роста. Обеспечение соблюдения контрактного права является решающим условием для нормализации экономической деятельности.
Необходимо, чтобы экономическое законодательство отличалось устойчивостью и стимулировало экономический рост и стабильность. Страны, переживающие переходный период, сталкиваются с необходимостью создания четкой правовой структуры, удовлетворяющей новым экономическим условиям. Чрезвычайно важно разработать высококачественные правовые акты и нормативные документы, способствующие возникновению и развитию новых видов экономической деятельности. Однако не менее важно обеспечить строгий контроль за соблюдением законов.
Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии инвестиционных решений, является структура налогообложения, необходимыми характеристиками которой являются простота и стабильность. Рационально организованная структура налогообложения должна благоприятствовать инвестиционной деятельности.
Статьи по финансам:
Методика определения группы кредитного риска
Понятие “группа кредитного риска” трактуется как классификационный признак кредитного продукта, определяющий вероятность неисполнения Заемщиков своих обязательств перед Банком. На основании группы риска определяется необходимая величина резерва, который Банк должен создать по представленный им кред ...
Экономическое содержание расходов бюджета
Бюджет – это важнейший элемент финансовой системы современного государства. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».[1] Со ...
Состав, динамика и структура оборотных активов
В финансовой системе предприятия большую роль играют оборотные средства. Оборотные активы предприятия - это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для непрерывности кругооборота и возвращающаяся в и ...