Режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Информация о финансах » Механизм налогообложения операций с ценными бумагами » Режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Страница 1

В современной России сегмент срочного рынка начал формироваться и развиваться с начала 1990-х годов, когда в 1992 г. на Московской товарной бирже появилась срочная секция. Необходимость появления срочного рынка состояла в следующем:

§ в условиях волатильности экономической конъюнктуры в рыночной экономике необходима выработка мер нивелирования предпринимательских рисков;

§ экономические субъекты нуждались в определенных индикаторах на процесс ценообразования на рынках базисных активов – товаров, ценных бумаг, процентных ставок и т.д. Такими индикаторами стали цены на срочном рынке.

Расширяется круг лиц – участников срочного рынка. Ими становятся частные и институциональные инвесторы, торговые, промышленные и финансовые организации, органы государственной власти.

Выпуск и обращение финансовых инструментов срочного рынка (форвардных, фьючерсных, опционных контрактов) в первую очередь обусловлены необходимостью управления финансовыми рисками и защиты от неблагоприятного воздействия внешних факторов, таких, как изменение котировок национальных валют, ставок рефинансирования, колебаний рыночного спроса на товары.

Основной целью компаний, выпускающих ФИССы, является не столько привлечение финансовых ресурсов и повышение собственной капитализации, сколько стремление минимизировать финансовые риски для защиты от влияния неблагоприятных внешних факторов. Развитие срочного рынка в стране обусловлено и тем, что операции на срочном рынке являются, как правило, более прибыльными по сравнению с операциями на рынке базисного актива, что связано, главным образом, с более низкими транзакционными издержками на срочном рынке.

В связи с развитием рынка ценных бумаг в стране предлагается ряд мер по совершенствованию налогового законодательства. По нашему мнению, следует провести налоговое стимулирование инвестиций частных лиц на рынке ценных бумаг, особенно долгосрочных. Наряду с этим необходимо облегчить и налоговый режим для профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, целесообразно позволить участникам рынка списывать из общей базы затрат расходы на создание страховых, резервных и компенсационных фондов.

Впервые налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок было регламентировано в НК РФ в связи с принятием закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ. В гл. 25 НК РФ установлен специальный порядок определения налоговой базы по операциям с ФИССами. До сих пор именно эта глава является единственным законодательным актом в РФ, в котором даются легальные определения таких понятий, как ФИСС, базисный актив ФИСС, операция хеджирования и др.

Конкретный перечень тех видов срочных сделок, которые являются ФИССами, в НК РФ оставлен открытым, поэтому правила налогообложения, приведенные в ст.301 – 305 НК РФ, распространяются не только на фьючерсные, опционные и форвардные контракты, но и на иные виды срочных сделок: процентные и валютные свопы, опционные свидетельства, прочие деривативы.

В НК РФ предусмотрено право налогоплательщика самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с ФИССами либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.

Для налогообложения разница заключается в том, что, признавая конкретную сделку ФИССом, налогоплательщик выбирает порядок определения налоговой базы, установленный для ФИССов, то есть специальный порядок (имеющий, например, ограничения на перенос убытков), а квалифицируя сделку как сделку с отсрочкой исполнения, налогоплательщик выбирает особенности налогообложения, установленные для предмета сделки (иными словами, в таком случае используются не ст.301 – 305 НК РФ, а, например, ст.268, 280 НК РФ и пр.).

Если операция с ценными бумагами может быть квалифицирована также, как операция с ФИССами, то плательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с ФИССами определяются налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Порядок исчисления и уплаты земельного налога
Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения нрава на земельный участок. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю служит документ, удостоверяющий право собственности, владения, пользования, аренды на земельный участок. Пункт 2 ст. 65 ЗК предус ...

Рынок систем послепродажных услуг
Объем рынка систем послепродажных услуг (Product Service Management, PSM), включающего целый ряд корпоративных решений по обеспечению послепродажного сервиса, в 2007 г. составил около $650 млн. Ожидается, что в ближайшие 5 лет он увеличится в три раза и составит $2 млрд. Показатель ежегодного роста ...

Налог на имущество юридических лиц
Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный. Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года зак ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru