Режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Информация о финансах » Механизм налогообложения операций с ценными бумагами » Режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Страница 1

В современной России сегмент срочного рынка начал формироваться и развиваться с начала 1990-х годов, когда в 1992 г. на Московской товарной бирже появилась срочная секция. Необходимость появления срочного рынка состояла в следующем:

§ в условиях волатильности экономической конъюнктуры в рыночной экономике необходима выработка мер нивелирования предпринимательских рисков;

§ экономические субъекты нуждались в определенных индикаторах на процесс ценообразования на рынках базисных активов – товаров, ценных бумаг, процентных ставок и т.д. Такими индикаторами стали цены на срочном рынке.

Расширяется круг лиц – участников срочного рынка. Ими становятся частные и институциональные инвесторы, торговые, промышленные и финансовые организации, органы государственной власти.

Выпуск и обращение финансовых инструментов срочного рынка (форвардных, фьючерсных, опционных контрактов) в первую очередь обусловлены необходимостью управления финансовыми рисками и защиты от неблагоприятного воздействия внешних факторов, таких, как изменение котировок национальных валют, ставок рефинансирования, колебаний рыночного спроса на товары.

Основной целью компаний, выпускающих ФИССы, является не столько привлечение финансовых ресурсов и повышение собственной капитализации, сколько стремление минимизировать финансовые риски для защиты от влияния неблагоприятных внешних факторов. Развитие срочного рынка в стране обусловлено и тем, что операции на срочном рынке являются, как правило, более прибыльными по сравнению с операциями на рынке базисного актива, что связано, главным образом, с более низкими транзакционными издержками на срочном рынке.

В связи с развитием рынка ценных бумаг в стране предлагается ряд мер по совершенствованию налогового законодательства. По нашему мнению, следует провести налоговое стимулирование инвестиций частных лиц на рынке ценных бумаг, особенно долгосрочных. Наряду с этим необходимо облегчить и налоговый режим для профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, целесообразно позволить участникам рынка списывать из общей базы затрат расходы на создание страховых, резервных и компенсационных фондов.

Впервые налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок было регламентировано в НК РФ в связи с принятием закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ. В гл. 25 НК РФ установлен специальный порядок определения налоговой базы по операциям с ФИССами. До сих пор именно эта глава является единственным законодательным актом в РФ, в котором даются легальные определения таких понятий, как ФИСС, базисный актив ФИСС, операция хеджирования и др.

Конкретный перечень тех видов срочных сделок, которые являются ФИССами, в НК РФ оставлен открытым, поэтому правила налогообложения, приведенные в ст.301 – 305 НК РФ, распространяются не только на фьючерсные, опционные и форвардные контракты, но и на иные виды срочных сделок: процентные и валютные свопы, опционные свидетельства, прочие деривативы.

В НК РФ предусмотрено право налогоплательщика самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с ФИССами либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.

Для налогообложения разница заключается в том, что, признавая конкретную сделку ФИССом, налогоплательщик выбирает порядок определения налоговой базы, установленный для ФИССов, то есть специальный порядок (имеющий, например, ограничения на перенос убытков), а квалифицируя сделку как сделку с отсрочкой исполнения, налогоплательщик выбирает особенности налогообложения, установленные для предмета сделки (иными словами, в таком случае используются не ст.301 – 305 НК РФ, а, например, ст.268, 280 НК РФ и пр.).

Если операция с ценными бумагами может быть квалифицирована также, как операция с ФИССами, то плательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с ФИССами определяются налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Обслуживание внешнего государственного долга
Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Обслуживание государственного внешнего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслужи ...

Оценка финансового состояния коммерческого банка по методике Центрального Банка Российской Федерации
Для любого банка важно в ходе оценки своего финансового состояния получить результаты, которые бы достоверно отображали ситуацию, происходящую в банке. Для этого в настоящее время разработано достаточно большое количество различных методик, с помощью которых можно проводить комплексную и всесторонн ...

Предложения по улучшению и максимизации прибыли
Заказы предприятию постоянно растут. Для выполнения крупных заказов (покупки комплектующих, выплаты заработной платы, расходы по отгрузке продукции) предприятие привлекает два источника финансирования: - увеличение кредиторской задолженности; - кредиты и займы под залог выполняемых контрактов. При ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru