Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Развитие российской бюджетной системы шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, поддерживалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов управления.
Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Большое значение для развития бюджетов субъектов РФ имел ФЗ РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…», принятый в 1993г. Этот закон определял права субъектов Федерации, а также местных территориальных образований в лице их законодательных и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и расходование бюджетных средств, определял взаимоотношения органов власти в бюджетном процессе. Закон устанавливал также общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения прогнозируемых темпов социально-экономического развития каждого субъекта РФ и государства в целом. В бюджетную систему РФ включаются федеральный бюджет, бюджеты республик в составе РФ, краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, сельских районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов.
Бюджетная система России включает три звена: федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. В 1995г. был принят закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который ввел новое понятие – муниципальное образование.
Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального, территориального бюджета субъекта РФ.
Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998г., расширил понятие бюджетной системы, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ:
· единства;
· разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
· самостоятельности бюджетов;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированности бюджета;
· эффективности и экономности использования бюджетных средств;
· общего покрытия расходов бюджета;
· гласности;
· достоверности бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее принципы организации бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе5мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов заключается в следующем:
· праве законодательных и исполнительных органов государственной власти органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
· законодательном закреплении регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным налоговым законодательством РФ;
Статьи по финансам:
Пенсионная реформа в Российской Федерации
С 1 января 2002 года в нашей стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения реализуемое в три этапа (см. приложение А). Не секрет, что предыдущие модели пенсионного обеспечения не учитывали интересы разных групп пенсионеров и не создавали у работающих заинтересованности в уплате пенсион ...
Развитие кредитного рынка Украины
Кредитный рынок, как становится ясно из изложенного выше, это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением ра ...
Анализ денежных средств коэффициентным методом
денежный поток имущественный платежеспособность Коэффициент текущей платежеспособности за год рассчитывается по формуле: (3.1) где К пл – коэффициент текущей платежеспособности; ПДП тд – общая величина поступлений денежных средств по текущей деятельности; ОДП тд – общая величина использованных дене ...