Бюджетное финансирование муниципальных библиотек

Информация о финансах » Организация финансирования муниципальных библиотек » Бюджетное финансирование муниципальных библиотек

Страница 1

В ряду разных факторов «выживания» библиотеки ведущим является финансовое обеспечение. Очевидно, что именно на его основе происходит воспроизводство материальных условий и трудовых ресурсов деятельности библиотечного учреждения с целью сохранения непрерывности и возобновляемости библиотечного процесса. Основным источником формирования финансовых ресурсов общедоступных муниципальных библиотек в современных условиях являются средства, полученные от учредителя органов местного самоуправления (ОМС) в виде бюджетных ассигнований (ФЗ «О библиотечном деле», ст. 10). В связи с тем, что в современный переходный период организационные формы муниципальных библиотек меняются, происходит изменение системы их финансирования. Так, сохраняющиеся традиционные ЦБС обеспечиваются из централизованного районного бюджета; самостоятельные муниципальные библиотеки МО, добровольно объединившиеся на договорной основе в ЦБС, содержатся из бюджета своих ОМС; финансирование библиотеки, обслуживающей жителей не только своего МО, может осуществляться по договору с долевым участием ряда собственников. Существует также практика финансирования центральных библиотек из областного бюджета.

В современных условиях муниципальным учреждениям культуры получать сколько-нибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего, из-за неустойчивой экономической ситуации в стране. В итоге собственникам содержать их тяжело, а ликвидировать невозможно ввиду социальной значимости[7].

По своей структуре бюджетные ассигнования подразделяются на Капитальные вложения (строительство, ремонт), текущие ассигнования (оплата труда работников, содержание библиотеки, комплектование библиотечных фондов и др.), социально-творческие (муниципальные) заказы. В нынешних условиях из-за общей нехватки инвестиций в стране капитальные вложения (затраты на новое строительство, реконструкцию) незначительны. Не получили должного распространения и социально-творческие (целевые муниципальные) заказы учредителя являются формой прямого единовременного бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных мероприятий (работ, услуг). Эта форма зафиксирована в «Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культурЬ1 и искусства» (1995 г.), в ФЗ «Об общих принципах организации МС».

Представляется, что целевое финансирование учреждений культуры в виде муниципального заказа как форма обеспечения их участия в реализации соответствующих культурных программ, проектов должно получить большое распространение. Понятие муниципального заказа можно трактовать более широко, имея в виду возможность его получения от различных структур МО: непосредственно от ОМС, органов образования, социального обеспечения, комитетов по молодежной политике и др. Это позволит действительно реализовать широко декларируемый сейчас принцип социального партнерства. Но пока на практике бюджетные ассигнования сводятся, главным образом, к текущему финансированию и выделяются в местном бюджете отдельной строкой. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. Тем более, что они и так незначительны, а то и вовсе отсутствуют.

Те скудные бюджетные средства, которые выделяются библиотекам, расходуются ими не на осуществление творческой деятельности, а на оплату материальных и трудовых ресурсов. По существу, происходит перекладывание бюджетных средств из одного кармана в другой. Так, от 50 до 70% финансовых средств сельских библиотек используется на зарплату, оставшаяся сумма — на материальное обеспечение. Наиболее стабильной и определяемой частью средств библиотек является зарплата библиотекарей. Но тем не менее, она остается на крайне низком уровне. По данным исследования Е.К. Высоцкой[8] (которые приводит М.Н. Тищенко) средняя зарплата в муниципальных общедоступных библиотеках России составляет 1080 р., но в сельской местности она еще ниже (в Туринском районе Свердловской области средняя зарплата сельского библиотекаря в 2002 г. составляла 180 р. в месяц, в Тверской области — 734 р.).

Получение средств на статью «Материальные затраты» и, в том числе на комплектование, зависит от состояния и возможностей муниципального бюджета. Некоторым ЦБС удается добиться того, чтобы эта статья в бюджете выделялась отдельной строкой, так как при распределении на нее средств действует остаточный принцип. Типичной стала ситуация, когда в каждом регионе РФ более одной трети ЦБС постоянно не получает ассигнований на комплектование. Там, где эти средства выделяются, сельские библиотеки получают только половину выделенной суммы, вторая половина средств идет на комплектование центральных районной и детской библиотек.

Помимо «прямого» выделения бюджетных средств, существует и так называемое косвенное бюджетное финансирование учреждений культуры, осуществляемое путем предоставления им налоговых льгот. До последнего времени, учитывая ограниченные возможности бюджета, государство шло на установление значительных налоговых льгот учреждениям культуры. Так, учреждения культуры освобождены от налога на имущество, НДС (налога на добавленную стоимость), услуги в сфере культуры и искусства, не платят земельный налог и т. д. ОМС имеют значительные права на установление дополнительных льгот. Они могут устанавливать дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, а также предоставлять налоговые льготы по региональным или местным налогам, поступающим в соответствующие бюджеты. Помимо налоговых льгот, органы власти на местах могут предоставлять и другие финансовые льготы, такие, как введение льготных тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги и т. п. Однако в части регионов подобные льготы не предусмотрены, либо принятые решения не выполняются[9].

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Цели и методы денежно-кредитной политики. Селективные методы
Денежно-кредитная политика — проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой поли ...

Риск ликвидности
Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. Риск ликвидности – риск, обусловленный тем, что банк может быть недостаточно ликвиден или слишком ликвиден. Риск недостаточной ликвидности – это риск того, что банк не сможет своевременно выполни ...

Пути повышения финансовой устойчивости
В результате расчетов коэффициентов и по состоянию активов и пассивов РУП «ЛИДО» на 1 июля 2009 года можно сделать следующие выводы о финансовом состоянии организации – состояние организации стабильное, но существуют некоторые предпосылки для возникновения финансовой неустойчивости и неплатежеспосо ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru