Таким образом, финансовое обеспечение общедоступных библиотек, как и всей сферы культуры, строится на сочетании бюджетных и внебюджетных ассигнований. Однако в настоящее время происходит изменение принципов бюджетного финансирования, учитывая многолетнюю безвыходную ситуацию в социальной сфере. Можно предположить, что в речь должна идти не о временных нормативах финансирования, а о проведении кардинальных изменений в подходах к государственному бюджету. Соответствующая программа реструктуризации бюджетного сектора уже разработана в 2003 г. Министерством финансов РФ и утверждена распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2003 г. № 1688-р. Она рассчитана на 10 лет и будет проводиться поэтапно. Одной из составных частей программы является пересмотр принципов финансирования социально-культурной сферы в связи с происходящей перестройкой государственного управления. В частности, обосновывается, что библиотеки по своему «коммерческому потенциалу», то есть возможности существовать в рыночных условиях, отличаются от других учреждений культуры. Кроме того, выполнение ими некоторых функций, возложенных учредителем, вообще не может опираться на рыночные принципы, так как не зависит от спроса или востребованности населением, например, сохранение культурного наследия и т. п. Такую ситуацию можно назвать «провалом рынка». Наконец, библиотеки как организации культуры, обеспечивают достижение социально значимых результатов, которые не могут измеряться только экономической эффективностью, а выражаются в развитии общества, его культуры, народного творчества, гарантиях социальной справедливости и т. п.
Главный вывод, который следует из вышесказанного о начавшемся реформировании бюджетного финансирования учреждений культуры, — предстоят кардинальные изменения не только хозяйственно-экономической деятельности библиотек, но и их правового статуса, и принципов организации и размещения библиотечной сети по территории страны. Очевидно, что будут окончательно изменены те финансово-экономические подходы, которые сформировались и действовали в советское время[23]. Нелояльное экономическое и правовое пространство неизбежно приведет к повсеместному сокращению маломощных сельских и городских библиотек-филиалов (что уже активно происходит в ряде регионов), более дееспособные библиотеки заставит самоопределяться и искать пути выживания, меняя организационную форму.
В целом, нынешнее финансовое положение всех учреждений культуры можно охарактеризовать как нестабильное. При всем кажущемся разнообразии вышеперечисленных каналов и источников финансирования на сегодняшний день наиболее существенными
остаются только бюджетные ассигнования
. Фактически библиотеки оказались между двух огней: с одной стороны, слабая местная поддержка в виде нищенских бюджетных ассигнований, с другой, — необходимость следования принципам общедоступности и бесплатности пользования, накладывающим ограничение на развитие предпринимательской деятельности.
Определенное решение указанных проблем со стороны государства ОМС видится в более эффективном использовании существующих источников финансирования и создания условий для появления новых, Для чего необходимо:
перераспределить расходные полномочия по решению вопросов местного значения в сфере культуры между ОМС поселений и муниципальных районов таким образом, что ОМС поселений, входящих в состав муниципального района, передают его ОМС часть своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих по селений в бюджет муниципального района, и наоборот, ОМС муниципального района предоставляет субвенции из районного бюджета в бюджеты поселений (п. 4 ст. 15 ФЗ № 131);
• более широко использовать муниципальный заказ как форму целевого бюджетного финансирования библиотек, что заложено и в программе бюджетного реформирования;
• освободить библиотеки от уплаты всех видов налогов в бюджеты разных уровней;
• стимулировать развитие благотворительности и спонсорства путем формирования соответствующей правовой базы;
• активнее использовать права ОМС по дополнительному стимулированию благотворителей и спонсоров;
• инициировать создание новых благотворительных фондов и общественных объединений в сфере культуры.
[1] Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 528 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
[2] Тищенко М.Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления / М.Н. Тищенко; науч. ред проф. А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2006. – 368 с. – (Серия «Библиотека»).
[3] Сарсембинова А. «Магические формулы» фандрайзинга: внебюджетные источники финансирования / А. Сарсембинова // Библиотека. – 1999. - №7. – С.68-71
[4] Суворова В.М. Учимся получать гранты / В.М. Суворова // Научные и технические библиотеки. – 1999. - №7. – С.63-66
[5] Бакленд М. Модернизация библиотечного дела: манифест / М.Бакленд; В. Стил, Стивен Д. Элдер Как привлечь внебюджетные средства, стать фандрайзером: принципы и практика развития библиотеки; Пер. с англ. – М.: ОГИ, 2001. – 272 с.
Статьи по финансам:
Теоретическая оценка финансовой устойчивости
Анализ финансового состояния — непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой. В условиях рыночной экономики особенно важно выявить финансовую устойчивость организации, т.е. состояние финансовых ресу ...
Компоненты франчайзинговой системы
Основными компонентами франчайзинговой системы являются: успешное осуществление пробного проекта, договор франшизы, руководство по франшизе, отбор франчайзи и постоянная поддержка. Поскольку франчайзинговые системы более разнообразны, чем кажется на первый взгляд, выявление дополнительных компонент ...
Налоговая база
Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется: § как объем реализованных (переданных) подакци ...