Малому и среднему бизнесу столкновение с подводными камнями налоговых рисков дается особенно болезненно. И еще более неприятно узнавать потом, задним числом, что столкновения могло и не быть. Что надо знать и применять бизнесменам в условиях, когда законодательство стало более требовательным, а квалификация контролеров выросла? Попробуем ответить на это вопрос.
Риски становятся значимыми при невозможности их компенсировать, в том числе деньгами. Особенностью большинства предприятий малого и среднего бизнеса является не то, что для них существуют какие-то "особые налоговые риски", а то, что эти предприятия не имеют достаточных активов, в том числе денежных, чтобы покрывать негативные последствия рисков и сводить сами риски к минимуму. При ином положении дел и риски бы не так дорого стоили: ошиблись в исчислении или уплате налога – заплатили пени, штрафы или обжаловали решение налогового органа в суде – продолжили работать. Ведь источники ошибок полностью минимизировать трудно, так как ошибаются и бухгалтеры и налоговые органы. Но, независимо от причины ошибки, с ней приходится разбираться предприятию и платить (причем иногда очень большие суммы) за ошибку. При любых спорах, отвлекающих предприятие от основной деятельности и требующих дополнительных расходов, лучше иметь запас средств. Они позволят вести споры и "отвлекаться от основной деятельности" в том объеме, в котором это необходимо, и при этом не загубить бизнес. Большинство небольших предприятий возможности оплачивать "и фронт и тыл" в необходимом объеме – не имеют. Поэтому для них цена ошибки велика именно в соотношении с их возможностями. Если говорить о "налоговых рисках" на практике, то стоит обратить внимание руководителей на обстоятельства, при которых риски на предприятии увеличиваются: - изменение налогового законодательства (изменилась норма – пойми новую);
- неточные формулировки отдельных налоговых норм, затрудняющих их однозначное понимание (непонятно – обратись за разъяснением в налоговый орган или в Министерство финансов с учетом их компетенции);
- выпуск налоговыми органами разъяснений (писем и прочее), дополняющих или "своеобразно истолковывающих" прямые нормы законодательства о налогах и сборах, что может увеличивать неясность в работе бухгалтеров и при разрешении споров (изучай, может пригодиться);
- смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии (передача дел и файлов по акту сдачи-приемки с подробной описью);
- подготовка текстов договоров, актов, спецификаций и пр. работниками, не имеющими достаточных юридических знаний (продавцами-консультантами, менеджерами и пр.) и не понимающими того, какие последствия, придуманные ими формулировки будут иметь в бухгалтерском и налоговом учете. Это очень большая проблема! Так как при налоговых проверках может выясниться, что то, что написано в документе, и то, что должно быть написано для правильного списания расходов, – это не одно и то же. Но неправильный документ уже изготовлен и становится юридически значимым фактом.
Чтобы успешно вести бизнес, предприятию необходимо иметь достаточно средств для того, чтобы относящуюся к этому бизнесу документацию могли своевременно готовить, творчески взаимодействуя, квалифицированные бухгалтеры и юристы, знающие гражданское, трудовое, налоговое и прочие отрасли права с учетом изменений правовых норм и развития судебной практики.
Статьи по финансам:
Формы плановых документов
Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп изделий или ...
Предложения по
совершенствованию системы оценки финансового состояния банка
Как уже говорилось ранее, в своей основе методика ОАО «Сбербанка» России содержит в себе расчет нескольких составляющих для определения финансового состояния. Однако в данной методике не предусмотрено сравнение полученных показателей с «идеальными» (межбанковскими) для определения отклонения значен ...
Общие основы существования
внебюджетных фондов
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов. Ограниченность финансовых ресурсов ...