Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. В его основе лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации. Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур "оценки" и "управления риском".
Оценка риска – это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.
Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня.
Наиболее распространенными приемами снижения степени рисков являются:
Диверсификация
- это процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. При диверсификации деятельности на предприятии происходит увеличение числа используемых или готовых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей. Данный метод представляет собой достаточно хорошо изученный в теории способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности.
Вместе с тем стоит отметить, что такие популярные механизмы уклонения от риска как страхование
неприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственные предприятия. Это, прежде всего, характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. При не страхуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.
Метод "поиска гаранта"
используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них выполняют разные субъекты: первые "просятся под крыло" к крупным компаниям (например, банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам), вторые – к органам государственного управления. При этом, однако, возникает вопрос, чем можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций. Общего ответа, по-видимому, нет, но принцип равной взаимной полезности должен быть соблюден. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. – резервы фантазии неисчерпаемы.
Методы локализации риска
используют в тех случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения.
Методы диссипации (распределения) рискапредставляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
Статьи по финансам:
Налоговая система, принципы
её построения
Понятие «налоговая система» следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов как для юристов, так и для специалистов в сфере экономики, а также для социологов и политологов. С одной стороны, термин «налоговая система» является очень распространенным и пос ...
Экoнoмическoе сoдержание и значение прибыли
Представляя сoбoй кoнечный финансoвый результат, прибыль является oснoвным пoказателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет сoбoй весьма слoжную экoнoмическую категoрию, и пoэтoму вoзмoжны различные ее oпределения. В литературе oписаны нескoлькo пoдхoдoв к oпределению приб ...
Место государственного долга в системе
долговых обязательств
В научной литературе нет однозначной позиции по вопросу о правовом понятии государственного долга, его месте в системе долговых обязательств. Кроме того, следует отметить, что экономисты и юристы также несколько по-разному интерпретируют указанную категорию, отражая те или иные ее отдельные стороны ...