Место государственного долга в системе долговых обязательств

Информация о финансах » Принципы государственного кредита. Государственный долг » Место государственного долга в системе долговых обязательств

Страница 1

В научной литературе нет однозначной позиции по вопросу о правовом понятии государственного долга, его месте в системе долговых обязательств.

Кроме того, следует отметить, что экономисты и юристы также несколько по-разному интерпретируют указанную категорию, отражая те или иные ее отдельные стороны. Так, экономисты в основном делают акцент на материальное содержание этой категории. Одни из них определяют государственный долг как накопленную задолженность государственных органов, другие - как сумму накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных профицитов или излишков[25]. Некоторые экономисты более обстоятельно характеризуют госдолг, определяя его как сумму прямых долговых обязательств органов государственного управления перед экономическими единицами других секторов экономики внутри страны (внутренний долг), а также перед зарубежными кредиторами (внешний долг) [26].

Правоведы вкладывают в это понятие, как правило, обязательственный аспект, указывая, что государственный долг - это, прежде всего обязательства государства в лице Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации перед своими заимодавцами (кредиторами), состав которых зависит от "правил" и "ограничений", установленных либо санкционированных самим государством[27].

Как отмечает Е.В. Покачалова, в Законе "О государственном внутреннем долге"[28] впервые нашел свое закрепление и такой дискуссионный вопрос, как управление госдолгом. При этом "управлению государственным долгом" была посвящена отдельная статья Закона (ст.3), в которой было закреплено разграничение компетенции представительных и исполнительных органов государственной власти в этой сфере. Так, на исполнительные органы (Правительство РФ) возлагались обязанности по разработке и представлению совместно с Центральным банком Российской Федерации основных направлений политики в отношении государственного внутреннего долга, а также само управление государственным внутренним и внешним долгом. Представительные органы власти (в то время - Верховный Совет РФ) определяли политику в отношении государственного внутреннего долга, утверждали его верхний предел при утверждении федерального бюджета, а также принимали законодательные акты о выпуске, обращении, погашении долговых обязательств России, являющиеся основой деятельности исполнительных органов власти (Правительства РФ) по управлению государственным долгом. Однако само понятие "управления государственным внутренним долгом" в Законе не закреплялось, также как и предусмотренное ст.4 этого акта понятие обслуживания государственного внутреннего долга[29].

Все это, безусловно, порождало не только различные теоретические интерпретации названных дефиниций, но и вызывало практические трудности в нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере управления государственным внутренним долгом.

Понятие же государственного внешнего долга первоначально было закреплено в Законе РФ "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"[30]. В этом Законе государственные внешние заимствования Российской Федерации определялись как "привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками". При этом устанавливалось, что государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации.

Дальнейшим шагом реализации правовой реформы в аспекте определения приоритетов в издании базовых, наиважнейших кодифицированных актов в финансовой сфере явилось принятие в 1998 году Бюджетного кодекса РФ, подробно закрепившего правила осуществления государством и муниципальными образованиями заимствований у различных субъектов в новых условиях рыночной экономики денежных средств для решения общегосударственных задач[31].

В связи с вступлением с 1 января 2000 г. в силу нового кодифицированного источника финансового и бюджетного права - Бюджетного кодекса РФ, Закон РФ от 13.11.1992 "О государственном внутреннем долге", так же как и Закон РФ от 26.12.1994 "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", утратил юридическую силу. При этом, однако, теоретические и практические проблемы в сфере государственного долга и управления им остались и в БК как и раньше, неразрешенными. Это связано, прежде всего, с тем, что в БК РФ не было закреплено на законодательном уровне ни одно из вышеуказанных понятий.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Налоговое планирование как основной инструмент оптимизации прямого налогообложения организации
Анализ системы налогообложения предприятия ЗАО «СПб», проделанный во второй главе работы, позволяет выделить следующие проблемы, способствующие высокому уровню налоговой нагрузки на организацию: - отсутствие как такового налогового планирования на предприятии, что связано с нехваткой соответствующи ...

Становление и развитие налоговых органов в России
Налоговые органы России имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои владения, либо по их поручению это делалось специально уполномо­ченными на то людьми - данниками. ...

Виды планов перспективного планирования
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное [15]. 1) Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенног ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru