Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:
· предварительный контроль проекта бюджета будущего года;
· оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;
· последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).
Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет - прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего - в стадии оперативного контроля, и будущего года - в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.
В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:
· соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;
· прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;
· основные характеристики бюджета и его особенности;
· доходы и расходы федерального бюджета;
· государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;
· взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами;
· программная часть проекта бюджета, и др.
Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.
Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.
Основными приемами оперативного контроля являются:
· анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;
· обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
· анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;
Статьи по финансам:
Политика государства и задачи в области расходов
бюджетов РФ
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и ...
Технико-экономический анализ предприятия
В осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия всегда существует степень риска, и чтобы уменьшить, или вообще исключить, выявить резерв повышения эффективности производства проводят анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе а ...
Методы и инструменты управления денежно-кредитной политикой
Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые НБТ для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей. Инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделен ...