Методы и инструменты управления денежно-кредитной политикой

Страница 1

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые НБТ для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделены на два вида: административные и рыночные.

1. Административные (прямые) инструменты

.

К ним относятся, прежде всего, средства прямого контроля за процентными ставками, объёмами кредитов и депозитов в финансовых институтах.

Важную роль здесь играет контроль за процентными ставками, так как они очень сильно влияют на финансовый рынок государства и развитие экономики.

Процентные ставки играют важную роль на самых разных уровнях. На уровне отдельного человека высокие процентные ставки могут заставить отказаться от покупки дома или автомобиля из-за слишком высоких издержек финансирования. Напротив, высокие ставки могут стимулировать желание общества делать сбережения, поскольку они могут получить больший процентный доход, если превратят часть своих доходов в сбережения.

На макроуровне процентные ставки воздействуют на экономику в целом, поскольку влияют не только на желание потребителей тратить или сберегать, но и на инвестиционные решения фирм. К примеру, высокие процентные ставки могут стать причиной того, что фирма отложит строительство нового завода, благодаря которому появились бы новые рабочие места.

Прямые количественные ограничения размеров кредитов, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок предоставляют государству в лице НБТ возможность вмешиваться в деятельность финансового рынка при недостаточности развития его отдельных сегментов (кредитного, ценных бумаг, валютного) и, особенно, в состоянии кризиса экономики.

В этих условиях прямые инструменты позволяют Национальному банку Таджикистана более эффективно контролировать максимальное количество денег и кредита в экономике.

Переходным инструментом от прямых форм регулирования денежно-кредитной сферы к косвенным, являются резервные требования.

2. Рыночные (косвенные) инструменты

.

К рыночным инструментам относятся:

операции на открытом рынке;

рефинансирование коммерческих банков;

депозитные операции.

Использование этих инструментов более эффективно при макроэкономическом равновесии и стабильной экономической ситуации.

При рассмотрении прямых и косвенных инструментов, применяемых центральными банками, можно увидеть постоянную их эволюцию в зависимости от уровня развития экономики. Сочетание административных и рыночных инструментов регулирования в каждый конкретный момент, зависит от развития и состояния финансовых рынков, сбалансированности внешнеэкономических связей, состояния бюджета и других экономических параметров.

В условиях идеальной экономической модели управлять денежным предложением можно как процентной ставкой, так и динамикой денежной массы с совершенно одинаковым результатом.

Однако при неравновесной экономике (такой как в Таджикистане) использование рыночных процентных ставок будет связано со спросом на деньги, которые вкладываются в спекулятивные рынки, например, валютный рынок или финансовую пирамиду.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Рыночная стоимость земельного участка
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. I ст. 66 ЗК). Вопросы оценки недвижимости, в том числе и земельных участков, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998г.№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Фе ...

Бюджетное регулирование: задачи и методы
На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма. Это потребовало не только его активизации, но и разработки новых форм и методов бюджетного регулирования, их увязки с уже действующей сис ...

Права налоговых органов
Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями , которые можно подразделить на группы, исходя из их функций: а) учет налогоплательщиков; б) контроль за соблюдением налогового законодательства; в) исчисление окладных налогов; г) приостановление операций по счетам в ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru