Методы и инструменты управления денежно-кредитной политикой

Страница 2

Высокий уровень доходности операций на этих рынках, не позволяет осуществлять вложения в реальный сектор экономики, имеющий уровень рентабельности значительно ниже рыночной процентной ставки.

Отсюда возникает вопрос о необходимости перехода к политике денежного предложения, ориентированного на регулирование процентных ставок кредитного рынка, главным образом, рынка капиталов. Нужны барьеры, сдерживающие перемещение денег на валютный рынок. Именно, по этой причине неоднократно поднимался вопрос, касающийся ограничения конвертируемости сомони по текущим операциям, связанным с обслуживанием внешней торговли. Без создания системы ограничений этот канал вложения денег может стать наиболее привлекательным, если доход от разницы в валютных курсах будет превышать поступления от разницы процентных ставок на рынке капиталов.

Государственное регулирование денежного предложения касается не только воздействия на уровень процентных ставок, но и желаемые направления денежных потоков.

На сегодняшний момент, использование показателей процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики, при слабости банковской системы и финансового рынка невозможно. Поэтому Национальный банк Таджикистана должен стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, который позволит стимулировать спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики.

Главной задачей является направление сбережений в наиболее эффективные инвестиции, в приоритетные отрасли через банковскую систему. Такой механизм в Таджикистане на современном этапе пока еще не сложился.

Недоверие к банкам, а также направление ими концентрируемых ресурсов на финансовые спекуляции, не создают желаемого притока капитала в производственную сферу. Отсюда, возникает необходимость повышения роли государственного вмешательства в финансовый рынок путем регулирования процентных ставок и целевого направления денежных потоков в интересах развития производственной сферы.

Там, где механизмы рыночной саморегуляции начинают пробуксовывать, роль административных инструментов в регулировании хозяйственной жизни возрастает. Разумеется, государственное регулирование денежных потоков и процентных ставок менее эффективно по сравнению с инвестиционной политикой частных банков.

Кроме того, инструменты прямого контроля являются несправедливыми, потому что создают приоритеты для отдельных групп производителей или банков, это сдерживает конкуренцию на финансовых рынках, которая позволила бы более эффективным банкам получить преимущества, т.е. привлечь больше депозитов, выдать больше кредитов. Меры прямого контроля связаны с затратами, стоимость которых не определена, и в этих условиях представляется целесообразным предоставлять прямые субсидии из бюджета.

Национальному банку Таджикистана в сложившейся экономической ситуации, видимо, необходимо обратиться к регулированию предложения денежной массы на основе рыночных инструментов сразу же, как только появится такая возможность.

Во многих случаях по поводу управления предложения денег можно встретить такую постановку вопроса, как – достаточность денег в экономике и методы управления избыточностью денежным предложением.

Такая постановка вопроса о количестве денег: много их или мало – мы думаем, не совсем корректна. Уровень насыщенности экономики деньгами определяется рядом факторов, которые зависят, прежде всего, от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. При этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами. Важным принципом денежной политики является то, что денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги. При соответствующем оправданном росте спроса на деньги (например, увеличении спроса на трансакционные деньги со стороны реального сектора под воздействием расширения объемов производства товаров и услуг) его превышение со стороны денежного предложения может быть компенсировано при минимальном использовании инструментов денежно-кредитного регулирования. Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов, не исключает негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Государственный финансовый контроль за использованием имущества и бюджетных средств
Можно сформулировать следующее понятие финансов унитарного предприятия - это денежные отношения, возникающие у унитарного предприятия в процессе осуществления им экономической деятельности, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия для удовлетворения общес ...

Оценка финансового состояния исследуемого банка
На сегодняшний день «Сбербанк» России является крупнейшим по активам банком страны с 50% долей плюс одной голосующей акцией государственного капитала в уставном капитале. Основателем «Сбербанка» России стал Центральный банк РФ. Однако полная история банка насчитывает уже более 170 лет. [11] За врем ...

Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – один из важнейших показателей эффективности производства, используемых для оценки деятельности предприятия. Для этой цели проведем анализ рентабельности изучаемой организации по таблице 25. Показатель рентабельности продаж свидетельствует, что на 1 руб. полученной выручки приходитс ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru