Предпосылки, становление и перспективы прямого налогообложения организаций в РФ

Информация о финансах » Становление и развитие прямого налогообложения » Предпосылки, становление и перспективы прямого налогообложения организаций в РФ

Страница 1

В Советском Союзе, согласно существовавшей идеологии, налоги рассматривались как ненужный элемент для социалистической страны, потому что считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой собственности не может быть налоговых отношений. Но появление в СССР во второй половине 1980-х годов акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала предприятий обусловило отказ от устаревшего подхода к налогам. 1 января 1991 года был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», установивший следующие общесоюзные налоги:

- налог на прибыль;

- налог с оборота;

- налог на экспорт и импорт;

- налог на фонд оплаты труда колхозников;

- налог на прирост средств, направляемых на потребление;

- налог на доходы. [6]

Таким образом, уже с 1991 года основой прямого налогообложения предприятий стал налог на прибыль. Его максимальная ставка составляла 45%, из которой 22% направлялись в союзный бюджет.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Например, для государственных специализированных и коммерческих банков – 55%; для совместных предприятий, при доле иностранного участника в уставном фонде более 30%, ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль. [18, с.23]

Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций» оказался своеобразным фундаментом для становления и дальнейшего развития прямого налогообложения организаций в РФ.

Процесс распада СССР в 1991 году и образование России как политически самостоятельного государства потребовало создания новой системы формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие для прямого налогообложения предприятий в РФ законы:

- «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;

- «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

- «Об акциях»;

- «О налогообложении доходов банков»;

- «О налоге на имущество предприятий».

Налогообложению в Российской Федерации в 90-е годы были присущи следующие особенности: во-первых, сохранение высокого удельного веса косвенных налогов, в частности, пошлин и акцизных сборов и относительно небольшая доля прямых налогов и сборов; во-вторых, ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организаций и в меньшей степени — на физических лиц; в-третьих, расширилась база налогообложения в результате привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридических лиц. Также был введен ряд новых налоговых платежей, включивший в объекты обложения имущество, наследство, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований. [7]

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом "Об основах налоговой системы в Российской федерации". [9] В результате стали появляться нелепые налоги, такие как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды. Их число стремительно росло. Многие налоги были неэффективными, то есть затраты на сбор этих налогов превышали поступления в бюджет. Суммарная налоговая нагрузка была очень высокой и составляла около 70 % доходов предприятий. Это не только не стабилизировало налоговую систему, но и привело в отчаяние крупные предприятия, которые осуществляли свою деятельность в разных регионах страны или принимали решения об инвестициях в российскую экономику.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Общие положения декларации по УСН
Порядок перехода на "упрощенку" является заявительным. Это значит, что для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. (См. Приложение № 1.) Индивидуальным предпринимателям (ИП, быв. П ...

Разработка рекомендаций по формированию стратегии управления прибылью акционерного общества
Как было отмечено ранее в главе 1.1 прибыль имеет многоаспектную роль в системе социально-экономических отношений. При этом прибыль имеет важнейшее значение для корпораций, так как является: - одним из источников финансирования оборотного капитала и позволяет обеспечить необходимый уровень платежес ...

Анализ конечных финансовых результатов
Устав Общества с ограниченной ответственностью «Надежда -1», зарегистрированного Администрацией Брянского района, 01 марта 2000 года, регистрационный номер №17 от 01 марта 2000 года, 1 октября 2002 года Межрайонной инспекцией МНС России №5 по Брянской области внесено в Единый государственный реестр ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru