Как показал анализ данных 1996 года, проведенный в 15 регионах России на 160 предприятиях с различными формами собственности, осуществляющими деятельность в различных отраслях производства и услуг, в целом налоговое бремя в 1 полугодии 1996 года составило 23,2% (против 25,3% в 1995 году). Самый высокий уровень налоговых платежей в структуре выручки на предприятиях по производству винно-водочных изделий - 50%, поскольку значительную долю в цене этой продукции занимают акцизы. Высок уровень налоговых платежей у строительных предприятий (32,6%), в торговых организациях (39,8%) и транспортных организациях (47,6%). Этот показатель существенно ниже на предприятиях по производству сельскохозяйственной продукции - около 7%. Особенно низок этот показатель на птицеводческих предприятиях - от 3,7 к объему реализации. [16, с.28]
С тех пор в законодательство о налогах были внесены десятки изменений и дополнений, даны сотни разъяснений и уточнений, а Правительством предпринят ряд чрезвычайных мер по улучшению ситуации со сбором налоговых платежей. Однако на протяжении всего изучаемого периода, начиная с 1991 года, было очевидно, что налоговая дисциплина в стране падало год от года. Собираемость налогов в целом по России оценивалась по разным налогам в среднем в 60–80%, являясь одновременно и свидетельством, и результатом неэффективности государственных институтов в области налогового администрирования. Ситуация со сбором налоговых платежей указывала на явную невозможность налоговой системы выполнять свои основные функции – создания эффективных условий для экономической деятельности, с одной стороны, и инвестиций и сбора налогов, обеспечивающего снижение дефицита бюджета – с другой.
К числу наиболее критикуемых как налогоплательщиками, так и налоговыми органами положений действующего налогового законодательства относились чрезвычайно усложненная структура налоговых платежей и запутанность правил расчета налогооблагаемой базы. [14, с.56]
Кризис 1998 года резко усилил роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в сложной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. В январе–июле 1998 г. и в федеральный, и в консолидированный бюджет налогов было собрано меньше, чем за аналогичный период 1997 г. К этому времени очевидным также стал тот факт, что возможности расширения как внешних, так и внутренних источников заимствования, также как и других доходов бюджета из неналоговых источников практически исчерпаны, и дальнейшее их использование чревато серьезными последствиями не только экономического, но и политического характера.
Существовала острая необходимость разработки и принятия систематизированного законодательного акта, призванного обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Необходимо было дать возможность хозяйствующим субъектам восстановить утраченные в ходе дефолта оборотные фонды, остановить рост розничных цен и обеспечить сбалансированность бюджетов посткризисных лет, обеспечить снижение налогового бремени на отечественные предприятия, перенос центра тяжести налогового давления на потребителей товаров и услуг. Таким законодательным актом стал Налоговый кодекс, принимаемый в нашей стране поэтапно. [31, с.168]
Так с 1 января 1999 г. вступила в силу его первая глава, которая ввела новые налоговые понятия и терминологию, институты и механизмы, которые существенным образом повлияли на налоговый режим. [4]
С 1 января 2001 г. была введена в действие вторая часть Налогового кодекса РФ, определившая роль и место прямых налогов, как одного из главных фискальных элементов налоговой системы. Были отменены налоги: на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; на реализацию ГСМ; на приобретение автотранспортных средств; на отдельные виды транспортных средств.
С 1 января 2002 г. Вторая часть Налогового Кодекса Российской Федерации была дополнена еще одной главой, посвященной налогу на прибыль предприятий и организаций. Ввод данной главы абсолютно изменил и значительно усложнил ранее действовавший порядок исчисления и уплаты этого налога. [8] Взамен существовавших ранее корректировок налогооблагаемой базы был введен метод налогового учета, который необходимо было вести параллельно с бухгалтерским учетом. В то же время, в результате использования в целях налогообложения налогом на прибыль метода налогового учета, величина налога на прибыль, уплачиваемого предприятиями и организациями, была снижена. Метод налогового учета продолжает действовать и в настоящее время. Преимущество этого метода в отличие от действовавших ранее в том, что налогооблагаемую базу по налогу на прибыль формируют только затраты на готовую реализованную продукцию без учета затрат на незавершенное производство и готовую продукцию на складе. [5]
Статьи по финансам:
Оценка инвестиционных качеств ценных бумаг: фундаментальный и
технический анализ
Оценка инвестиционных качеств ценных бумаг начинается с предварительного отбора активов, которые инвестор, хотя бы потенциально, считает достойными своего внимания. При этом учитываются, например, следующие факторы: · особенности выпуска и обращения отдельных видов ценных бумаг; · уровень безопасно ...
Бюджетный кодекс российской Федерации
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной си ...
Макроэкономические предпосылки реальных инвестиций в РФ
Одним из факторов, препятствующих формированию в России полноценного гражданского общества и его консолидации вокруг общих ценностей, является чрезмерное по меркам развитых стран неравенство в уровне доходов и потребления. Отчасти это неравенство — следствие структурных диспропорций российской экон ...