Имеющиеся на сегодняшний день фундаментальные исследования по изучению различных аспектов финансовой деятельности государства, финансово-правовой ответственности убеждают в том, что важную роль в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства играет государственный финансовый контроль. Основной целью государственного финансового контроля является обеспечение прозрачности использования бюджетных средств.
Критерием эффективности государственного финансового контроля является соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут:
· рост темпов развития экономики;
· обеспечение стабильности финансовой системы государства;
· увеличение доходной части бюджета;
· экономия средств расходной части бюджета;
· повышение благосостояния населения страны;
· положительный экономический эффект.
Методологической проблемой установления критериев по этим целям является определение "вклада" государственного финансового контроля в уровень достижения цели.
В узком смысле целью финансового контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в сфере использования бюджетных средств и государственных активов.
Конечный результат, т.е. совокупность объективных последствий государственного финансового контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности. Невозможно судить об итогах контроля без выявления практических результатов, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого субъекта. Учет результатов контроля для управленческой деятельности тем более необходим, так как под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля. Если контрольный орган обнаружил какие-то недостатки или нарушения в финансово - хозяйственной деятельности и выяснил, кто в них виноват, он обязан не только принять меры к виновным, но, прежде всего, указать пути и способы улучшения работы, как и кто должен устранить выявленные недостатки или нарушения, установить для этого определенный срок, а затем проверить исполнение.
Основным принципом критерия эффективности работы органов государственного финансового контроля является принцип результативности.
Оценивать практические результаты государственного финансового контроля помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей - показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля.
Правильная оценка результатов деятельности контрольных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением контроля. Они включают число проверяющих и число работников органа контроля, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее число участников проверки и так далее. Изучение подобных показателей позволяет устанавливать соразмерность произведенных затрат и реальных результатов контроля.
При всей сложности выделения показателей критерия эффективности государственного финансового контроля в общей эффективности управленческой деятельности их определение возможно при использовании следующих методических подходов.
Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его результативности, являющейся ее главным показателем.
От показателя результативности неотделим принцип действенности финансового контроля, который отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа.
Принцип действенности включает:
· количество исполненных постановлений и представлений;
· объем средств, возвращенных в бюджет;
· количество структурных преобразований в экономике, государственных органах и на предприятиях, осуществленных по представлениям органов государственного финансового контроля;
· увеличение доходной части и экономии расходной части бюджета по представлениям органов государственного финансового контроля;
· количество поправок, внесенных в действующие нормативные правовые акты;
· количество постановлений Правительства, принятых по представлениям органов государственного финансового контроля;
· количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям органов государственного финансового контроля;
· количество переданных в правоохранительные органы материалов.
Статьи по финансам:
Особенности планирования и финансирования расходов на школы-интернаты
Школы-интернаты – это общеобразовательные школы, где совмещаются функции школьного и внешкольного воспитания детей. Они подразделяются на: ш/и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или не имеющих благоприятных условий для воспитания в семье; санаторные ш/и для детей и подростк ...
Обоснование предложенных мероприятий
малый предпринимательство бизнес прибыль Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема продаж товаров необходимо выявленный ранее резерв роста объема продаж умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу товара соответствующего вида: где, – резерв роста прибыли за ...
Анализ формирования, распределения и использования чистой
прибыли предприятия
Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия, является чистая прибыль. На ее величину влияет налог на прибыль, экономические санкции и др. Анализ формирования чистой прибыли представлен в таблице 2.11. Таблица 2.11 Анализ формирования чи ...