Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России, так, по данным Госкомстата темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. руб.
Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000 г. он составил 60,7 млрд. долл., а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. долл., т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001 г. был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000 г., в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 г. [5, с.37].
Внешний долг сегодня
В течение 2000 г. было выплачено по внешнему долгу Российской Федерации 10,9 млрд. долл., в том числе – по федеральному внешнему долгу 8,1 млрд. долл. (5,3 млрд. долл. – основной долг, 2,8 млрд. долл. – проценты). Из этих платежей большая доля пришлась на выплаты по новому российскому долгу.
![]() |
Рис.1 Соотношение выплат по государственному внешнему долгу
Таким образом, можно сказать следующее. Наибольший внешний долг России приходится на Правительство Российской Федерации. Правительству России и Банку России предстоит сложная задача – с одной стороны, необходимо соблюдать график платежа (а изъятие больших объемов валютных средств с российского рынка усиливает нагрузку на курс рубля), с другой стороны – необходимо поддержание курса рубля.
Наличие весомого положительного торгового баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг. В реальности экспорт осуществляется различными секторами экономики, а оплата внешнего государственного долга осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.
Состав, структура и динамика внешнего долга
Основными факторами, оказывавшими влияние на состояние государственного долга РФ в условиях проведения рыночных преобразований, явились обвальное падение объемов производимого валового внутреннего продукта (ВВП), высокие темпы инфляции, глубокий бюджетный кризис, девальвация рубля во второй половине 1998 г., неверие населения в результативность проводимой федеральным правительством финансово-экономической политики, ежегодные отсрочки платежей и глобальная реструктуризация внешнего долга бывшего СССР на основе договоренностей 1996 и 1997 годов, списание части советского долга и реструктуризация оставшейся части задолженности перед Лондонским клубом кредиторов в 2000г.
Основные параметры, характеризующие величину, структуру и динамику внешнего государственного долга, отражены в следующей таблице:
Таблица 1. Объем, структура и динамика государственного долга Российской Федерации
Год | |||||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Государственный долг в млрд. руб. Всего в том числе: внутренний внешний Государственный долг в % к ВВП всего в том числе: внутренний внешний |
157,7 17,2 140,5 71,3 10,0 61,3 |
514,0 88,4 425,6 57,0 14,0 43,0 |
755,4 196,8 558,6 47,1 13,4 33,7 |
1067,6 372,6 695,0 47,0 18,1 28,9 |
1235,7 499,6 736,1 49,0 19,8 29,2 |
3991,7 757,9 3233,8 148,7 28,2 120,5 |
4871,0 583,6 4287,4 108,8 13,0 95,8 |
Статьи по финансам:
Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными
средствами
Собственные оборотные средства - разность между текущими активами и текущими обязательствами предприятия. Для анализа обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами определяется излишек или недостаток наличия собственных оборотных средств для покрытия запасов и дебиторской задолженно ...
Федеральная счетная палата
Положение и место Федеральной счетной палаты в системе органов государственной власти определены законом о Федеральной счетной палате. В иерархии органов власти она располагается между парламентом и правительством, являясь при этом независимым партнером и помощником по отношению к обоим высшим орга ...
Цели формирования и структура финансовой отчетности национальных
акционерных компаний
В процессе своей деятельности компании преследуют свои стратегические цели, при этом являясь субъектом хозяйственных отношений наравне с другими компаниями, банками, страховыми и инвестиционными структурами, государством. При этом последнее предписывает обязательные требования к формированию финанс ...