Государственный внешний долг

Информация о финансах » Внешний долг РФ » Государственный внешний долг

Страница 2

Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России, так, по данным Госкомстата темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. руб.

Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000 г. он составил 60,7 млрд. долл., а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. долл., т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001 г. был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000 г., в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 г. [5, с.37].

Внешний долг сегодня

В течение 2000 г. было выплачено по внешнему долгу Российской Федерации 10,9 млрд. долл., в том числе – по федеральному внешнему долгу 8,1 млрд. долл. (5,3 млрд. долл. – основной долг, 2,8 млрд. долл. – проценты). Из этих платежей большая доля пришлась на выплаты по новому российскому долгу.

По опубликованным данным в течение 1 квартала 2001 г. было выплачено по федеральному государственному долгу 4 млрд. долл. По соотношению выплат лидируют выплаты Парижскому клубу кредиторов, которые составили 39% всех выплат.

Рис.1 Соотношение выплат по государственному внешнему долгу

Таким образом, можно сказать следующее. Наибольший внешний долг России приходится на Правительство Российской Федерации. Правительству России и Банку России предстоит сложная задача – с одной стороны, необходимо соблюдать график платежа (а изъятие больших объемов валютных средств с российского рынка усиливает нагрузку на курс рубля), с другой стороны – необходимо поддержание курса рубля.

Наличие весомого положительного торгового баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг. В реальности экспорт осуществляется различными секторами экономики, а оплата внешнего государственного долга осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.

Состав, структура и динамика внешнего долга

Основными факторами, оказывавшими влияние на состояние государственного долга РФ в условиях проведения рыночных преобразований, явились обвальное падение объемов производимого валового внутреннего продукта (ВВП), высокие темпы инфляции, глубокий бюджетный кризис, девальвация рубля во второй половине 1998 г., неверие населения в результативность проводимой федеральным правительством финансово-экономической политики, ежегодные отсрочки платежей и глобальная реструктуризация внешнего долга бывшего СССР на основе договоренностей 1996 и 1997 годов, списание части советского долга и реструктуризация оставшейся части задолженности перед Лондонским клубом кредиторов в 2000г.

Основные параметры, характеризующие величину, структуру и динамику внешнего государственного долга, отражены в следующей таблице:

Таблица 1. Объем, структура и динамика государственного долга Российской Федерации

Год

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Государственный долг

в млрд. руб. Всего

в том числе:

внутренний

внешний

Государственный долг

в % к ВВП всего

в том числе:

внутренний

внешний

157,7

17,2

140,5

71,3

10,0

61,3

514,0

88,4

425,6

57,0

14,0

43,0

755,4

196,8

558,6

47,1

13,4

33,7

1067,6

372,6

695,0

47,0

18,1

28,9

1235,7

499,6

736,1

49,0

19,8

29,2

3991,7

757,9

3233,8

148,7

28,2

120,5

4871,0

583,6

4287,4

108,8

13,0

95,8

Страницы: 1 2 3

Статьи по финансам:

Основные параметры федерального бюджета
В 2007г. прогнозируется существенное увеличение возможности государства по реализации общенациональных приоритетов (табл. 1). По сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году доходы федерального бюджета возрастут на 746,2 млрд. руб. (12,1%), расходы – на 1074,9 млрд. руб. (24,5%). Табл. 2 2005 г ...

Экономическое содержание расходов бюджета
Бюджет – это важнейший элемент финансовой системы современного государства. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».[1] Со ...

Дискреционная и автоматическая фискальные политики
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Эффективная дискреционная фискальная политика предполаг ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru