За рассматриваемый период величина государственного долга в текущих ценах увеличилась в 30,9 раза, составив к началу 2000 г. 4871 млрд. руб. Общий уровень долговой нагрузки возрос в 1,5 раза, достигнув к началу 2000г. 108,8% ВВП. При этом за счет высокой инфляции и достигнутых договоренностей в 1996 и 1997 годах с внешними кредиторами показатель общей долговой нагрузки в 1995-1997 гг. стабилизировался на приемлемом уровне: 47-49% к ВВП. Однако долговой кризис и девальвация рубля прервали положительную динамику показателя долговой нагрузки – к концу 1998 г. он увеличился в 3 раза и составил 148,7% ВВП. Абсолютная величина внешнего долга в рублевом выражении из года в год увеличивалась и достигла к началу 2000 г. суммы в 4287,4 млрд. руб., что в 30,5 раза больше показателя 1993 г. Такая динамика сложилась в основном за счет плавного роста внешней задолженности в долларовом исчислении и значительного обесценения российского рубля. Относительно ВВП бремя внешнего долга неуклонно снижалось и в 1997 г. составило 29,2%, что на 32,1% меньше уровня 1993 г. Это объясняется в основном опережением темпов роста цен показателей динамики изменения курса рубля к доллару США. Эта тенденция была нарушена в 1998 г. девальвацией рубля, и к началу 1999 г. внешний долг составлял 120,5% ВВП. В 1999 г. произошло снижение долгового бремени на 29,7% вследствие значительного отставания темпов роста курса доллара США от темпов инфляции и четкого выполнения Россией графика погашения и обслуживания внешнего долга. Расходы государства на погашение и обслуживание долга возрастают из года в год и отвлекают на себя все большую долю бюджетных средств. С 1993 г. по 1998 г. они увеличились в номинальном выражении в 45,1 раза, поглотив в 1998 г. 33,6% всех расходов федерального бюджета. Состав и структура государственного внешнего долга России в соответствии с бюджетной классификацией, введенной в действие Минфином РФ с 1 января 1998 г., представлены в таблице 2.
Таблица 2 Виды и структура государственного внешнего долга РФ на 1 января 200
0 г.
Виды долга |
Млрд. долл. |
Доля в % |
Государственный внешний долг РФ, в т.ч.: кредиты правительств иностранных государств кредиты иностранных коммерческих банков и фирм кредиты международных финансовых организаций государственные ценные бумаги кредиты Центрального банка РФ |
158,4 66,5 39,4 19,4 26,7 6,4 |
100 42,0 25,0 12,2 16,8 4,0 |
Таким образом, на 1 января 2000 г. внешний долг России на 2/3 сформировался за счет кредитов, полученных от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. На третью позицию вышла задолженность по государственным облигациям, представленным евробондами и бумагами, эмитируемыми в связи с реструктуризацией советских долгов. В условиях ограниченных возможностей для осуществления новых иностранных заимствований возрастает роль валютных кредитов Банка России, предоставляемых Правительству РФ для производства платежей по внешнему долгу.
Статьи по финансам:
Понятие и сущность прямого налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежн ...
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности, поименованные в гл. 26.3 НК РФ. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождени ...
Анализ поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет РФ
бюджет Так как транспортный налог является региональным, все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данные средства идут на строительство и ремонт дорог. Для того, чтобы оценить эффективность администрирования транспортного налога рассмотрим процент фактическо ...