Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.
Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной составляющей бюджетно-финансовой системы являются налоги. [2]
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. [30, с.18]
Налоговый Кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [4]
При всем разнообразии налогов четкая классификация, устанавливающая их различия и сходства, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте она позволяет проводить анализ налоговой системы; осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, так как состав налогов и сборов менялся. В основе каждой классификации лежит определенный систематизирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и другие.
Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная группировка налогов. [32, с.201]
Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. [32, с.234]
Первоначально в основе разделения налогообложения на прямое и косвенное лежало учение о распределении налогового бремени. Впервые этот критерий был использован Дж. Локком в конце XVII в., который заключался в том, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете ложится бременем на землевладельцев. Доход от земельной собственности считался единственным чистым доходом. Налоги, взимавшиеся с земли, он называл прямыми налогами, а все остальные — косвенными. А. Смит изначально придерживался того же подхода, но далее к прямым стал относить налоги, взимавшиеся не только с земли, но и с прибыли и заработной платы. К косвенным налогам им относились все остальные виды налогов. Несколько отличную концепцию использовал Дж. Ст. Милль, полагавший, что прямыми являются те налоги, бремя которых должны нести сами налогоплательщики, а косвенными - которые должны быть переложены налогоплательщиками на других лиц. Такой подход использовал и А. Вагнер, а также почти все российские авторы трудов по налогам в XIX столетии.
Статьи по финансам:
Основные
направления планирования и бюджетирования финансовой деятельности
предприятия
Рассмотрим одно из возможных направлений совершенствования текущего планирования ОАО «порт Камбарка» – постановку системы бюджетирования. Следует различать понятия «бюджет» и «бюджетирование». Бюджет – это насыщенный количественными показателями документ. Бюджетирование – это процесс составления и ...
Правовые основы и перспективы взаимодействия субъектов правоприменения по
противодействию легализации преступных доходов
Легализация, отмывание средств - это утаивание источника их происхождения. Путем трансакций, проведенных через банковские и небанковские кредитно-финансовые учреждения, преступно полученные средства вкладываются в легальную экономику или в дальнейший незаконный оборот. Цель таких операций - ввести ...
Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь - декабрь 2008 года исполнен: по доходам - в сумме 8 663,92 миллиарда рублей, или 96,6 процентов к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 ...