Но вскоре было замечено, что полностью перелагаемые или неперелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, неэластичностью спроса, уклонениями от уплаты налогов и другими причинами. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.
С учетом этого законодателем было принято решение добиться перераспределения налогового бремени. К прямым налогам стали относить те, бремя которых по замыслу нормотворца должно лечь на плательщика. Механизм косвенных налогов должен позволять плательщику переложить налог на другое лицо. Однако и этот критерий оказался неудовлетворительным, потому что он также исходил из того, что перелагаемость свойственна только одной группе налогов.
После признания деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые несостоятельным с научной точки зрения, были предложены иные основания выделения прямых и косвенных налогов. В частности, они разграничивались по способу обложения и взимания. Если в качестве оснований для взимания налога использовались заранее установленные данные, постоянные характеристики и налог взимался периодически, то он признавался прямым. Если же налог взимался иногда и на основании единственных случайных и, соответственно не определенных заранее данных, то налог причисляли к косвенным.
На смену пришел новый критерий выделения групп налогов - платежеспособность лица. Прямыми стали называть налоги, при расчете которых прямо стоит задача оценить платежеспособность налогоплательщика при помощи подсчета величины его доходов. [25, с.84]
Для подразделения налогов на прямые и косвенные часто применяются и другие критерии. Наиболее распространен подход, при котором к прямым относят налоги и сборы, чьими объектами обложения являются доходы и имущество налогоплательщиков, а все остальные налоги относят к разряду косвенных.
В Российской Федерации действует следующая система прямых налогов:
1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц: налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия.
2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.
3. Смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями – наиболее многочисленная группа налогов, включающая ЕСН, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог. Причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.
Некоторые современные авторы относят к прямым налогам единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Если физическое лицо, предприниматель, является плательщиком этого налога, то он освобожден от уплаты ряда других налогов и сборов. [19, с.96]
Все многообразие прямых налогов можно разделить на следующие виды:
· Личные налоги - это налоги, взимаемые с реально полученного дохода и учитывают фактическую платёжеспособность налогоплательщика.
· Реальные налоги – это налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода. [24, с.328]
При этом и те и другие могут уплачиваться и юридическими и физическими лицами.
Статьи по финансам:
Контроль за полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет,
порядок применения санкций к нарушителям
В структуре ИМНС по Энскому району контроль за своевременным поступлением в бюджет налогов и неналоговых платежей осуществляет отдел учета налогов и экономического анализа. Недоимка по текущим платежам: Плательщики обязаны до наступления срока уплаты платежа сдать платежную инструкцию соответствующ ...
Системные риски
Под системными рисками понимаются риски, которые присущи работе не с отдельными ценными бумагами, а с теми или иными совокупностями ценных бумаг, в большей или меньшей степени для каждой из входящих в такую совокупность ценных бумаг. Системные риски носят также название "риск инвестиционного п ...
Операции на открытом рынке: практика, проблемы и перспективы развития
В целях создания условий для снижения темпов инфляции, а также регулирования темпов роста денежной массы в обращении, Национальный банк Таджикистана в 2003 г. продолжает работу по совершенствованию действующих инструментов денежно-кредитной и валютной политики (резервные требования, рефинансировани ...