В целях создания условий для снижения темпов инфляции, а также регулирования темпов роста денежной массы в обращении, Национальный банк Таджикистана в 2003 г. продолжает работу по совершенствованию действующих инструментов денежно-кредитной и валютной политики (резервные требования, рефинансирование банков, операции на открытом рынке и валютное регулирование и т.д.)
Вполне очевидно, что денежно-кредитная политика не может проводиться изолированно от состояния экономики и общей экономической политики, принятой правительством, поэтому нуждается в координации, взаимном согласовании действий.
В Таджикистане основной проблемой до 2002 г., где сталкивались интересы правительства и НБТ, являлось проведение бюджетно-налоговой политики. Часто правительство, увеличивая государственные расходы, не согласуя их с возможностью получения доходов, обращалось в НБТ с просьбой о дополнительной эмиссии банкнот, но с 2002 г., как мы уже указывали выше, НБТ не выдаёт кредиты на погашение дефицита государственного бюджета.
В данное время привлечение ресурсов на эти цели стало осуществляться из неинфляционных источников, в том числе за счет увеличения объёма выпуска и реализации государственных казначейских векселей.
Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной спецификой. Такая система на-чала формироваться в Таджикистане только после середины 90-х годов, когда была признана необходимость восстановления рыночного хозяйства.
Ценные бумаги – неизбежный атрибут финансовых отношений и нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
По законодательству Республики Таджикистан, операции на открытом рынке означают, что Национальный банк Таджикистана может проводить операции с долговыми ценными бумагами на финансовых рынках через покупку и продажу долговых ценных бумаг, выпущенных Республикой Таджикистан, своих собственных долговых ценных бумаг, а также других долговых ценных бумаг.
Операции на открытом рынке широко используются Центральными банками таких стран, как – Германии, Франции, Великобритании, Италии и др., для влияния на кредитные ресурсы коммерческих банков и краткосрочные рыночные процентные ставки.
Операции на открытом рынке в отличие от создания обязательных резервов являются гибким инструментом и проводятся с коммерческими банками на добровольной основе. Эти операции можно вести постоянно и в любых масштабах и они не представляют собой «налог на банки».
Операции па открытом рынке могут быть классифицированы по различным признакам:
– в зависимости от условий сделки (прямые и обратные)
– в зависимости от степени открытости рынка (операции на первичном и вторичном рынках)
– в зависимости от объекта сделок (от видов ценных бумаг)
– в зависимости от срочности сделки (до трех месяцев, до шести месяцев и до одного года)
– в зависимости от сферы проведения операции (охватывающие только банковский сектор или осуществляемые и с небанковским сектором рынка ценных бумаг)
– в зависимости от способа установления ставок (определяемые НБТ или рынком) и т.д.
Использование операций на открытом рынке центральными банками различных стран зависит от двух важнейших факторов:
– институционального (определяемого структурой кредитной системы)
– законодательного (определяемого отношением государства к участию центрального банка и кредитных организаций в операциях на рынке ценных бумаг).
Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его доступным для значительного числа участников. В случае приобретения НБТ ценных бумаг на открытом рынке объем кредитных ресурсов банков и банковской системы увеличивается, а в случае продажи соответственно уменьшается, что находит отражение в изменении объема денежной массы и стоимости кредита.
Статьи по финансам:
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для ...
Индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования
С 1 января 1996 года вступил в силу на территории отдельных административно - территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года - на всей территории Российской Федерации – Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ « ...
Анализ поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет РФ
бюджет Так как транспортный налог является региональным, все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данные средства идут на строительство и ремонт дорог. Для того, чтобы оценить эффективность администрирования транспортного налога рассмотрим процент фактическо ...