Фандрейзинг – внебюджетное финансирование библиотек

Информация о финансах » Организация финансирования муниципальных библиотек » Фандрейзинг – внебюджетное финансирование библиотек

Страница 1

Библиотеки России, как и многие другие государственные и некоммерческие организации, сталкиваются с проблемой недостаточного бюджетного финансирования, что побуждает их искать другие, внебюджетные источники и обращаться к частным жертвователям, в благотворительные фонды и коммерческие фирмы, как это делается во в сем мире. Этот процесс прочно вошел в нашу жизнь под термином «фандрайзинг» (то есть увеличение, сбор средств). Фандрайзинг — это целенаправленный систематический поиск средств для осуществления социально значимых проектов и поддержки социально значимых институтов. Фандрайзинг — это целый комплекс мер, предназначенных для обеспечения нормального функционирования организации, предполагающий анализ внешней и внутренней среды, оценку предстоящих затрат, поиск потенциальных доноров, выбор методов воздействия на доноров, конкретизацию ресурсов и каналов их поступлений и пр. Пионерами фандрайзинга в нашей стране были некоммерческие, негосударственные организации (НКО, НГО), составляющие т.н. «третий сектор». Силами сотрудников этих НКО и силами консультационно-методических ресурсных центров, призванных помочь некоммерческим организациям правильно организовать свою деятельность, было создано множество различных методик по привлечению внебюджетных источников финансирования, учитывающих опыт как зарубежных (особенно американских) коллег, так и специфику деятельности общественных организаций в России. Для библиотек эти методики представляют большой интерес, поскольку в них можно найти много полезного для разработки библиотекой собственной фандрайзинговой стратегии. Но при этом должна учитываться и специфика библиотек, поскольку большинство из них является все же государственными учреждениями. По сравнению со многими негосударственными организациями библиотеки могут оказаться даже в более выгодном положении, например, когда речь идет о получении грантов из отечественных государственных фондов, особенно в том случае, если общественная организация существует недолго и не успела заслужить авторитет в обществе и доказать успешность своей деятельности. Библиотеки как государственные учреждения могут рассматриваться в качестве более надежных и ответственных грантополучателей, финансовая деятельность которых строго контролируется государственными органами. Деятельность библиотеки по расходованию грантовых средств более проверяема и прозрачна, чем деятельность небольшой частной фирмы. Грантодатель может быть более уверенным в том, что вовремя получит все необходимые программные и финансовые отчеты, а содержащиеся в них цифры и факты будут максимально соответствовать действительности[11].

Деятельность по адаптации существующих методик привлечения внебюджетных источников финансирования к специфике библиотечной деятельности в России и внедрение их в практику пока только началась, но, благодаря усилиям отдельных ученых (перечисленных во введении), уже идет осмысление этой деятельности и разработка методики фандрайзинга, ориентированной на российские библиотеки. В фандрайзинговой стратегии должны быть учтены все возможные каналы и разнообразные формы благотворительной помощи, различные средства воздействия на потенциального благотворителя.

Основными источниками благотворительных пожертвований в мире на сегодняшний день являются частные лица, коммерческий сектор (биржи и банки, компании, частные фирмы и пр.) и благотворительные фонды — организации-посредники, распределяющие финансовые средства на конкурсной основе.

Коммерческие фирмы также могут являться хорошим источником поддержки библиотечных инициатив, хотя нужно учесть, что для них более привычно спонсорство, нежели благотворительная помощь. Это определяется тем, что они более чем другие, заинтересованы в получении выгоды от собственных вложений. Для коммерческих фирм важны такие моменты, как: получение налоговых льгот, прямая или косвенная реклама собственной деятельности, забота о формировании положительного имиджа, демонстрация финансовой состоятельности, снижение агрессии по отношению к фирме со стороны общественности,

Третьим источником финансирования научных исследований, культурных и информационных проектов являются фонды, которые занимаются предоставлением невозвратных целевых средств (грантов), распределяя их на конкурсной основе среди грантозаявителей.

В идеале фандрайзинговая стратегия библиотеки должна предусматривать привлечение средств из всех источников ресурсной поддержки — и от частных жертвователей, и от коммерческих фирм, и от благотворительных фондов — и применять на практике максимум способов воздействия на потенциальных доноров. Библиотека должна стараться по возможности привлекать благотворительную помощь в любой форме: безвозмездную передачу материальных ценностей и имущественных прав (дары/пожертвования); предоставление невозвратных целевых финансовых средств (гранты); передачу на льготных условиях объектов собственности (оборудования, интеллектуальной продукции); публичные акции по сбору средств (благотворительные выставки, аукционы/распродажи, концерты, издательские проекты и пр.); добровольный безвозмездный труд (волонтерство); комплексную организационно-финансовую поддержку и защиту интересов (попечительство/патронаж) и др. Охват всех источников благотворительной поддержки позволяет библиотеке стать менее зависимым от мнения спонсоров и вести свою деятельность более уверенно, не боясь потерять возможность осуществлять те или иные проекты[12].

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Закон денежного обращения
Основываясь на уравнении обмена, можно определить, какое количество денег должно быть в обращении. Зависимость между количеством денег, их структурой, скоростью оборота денежной массы, уровнем цен и реальным объемом производства определяет закон денежного обращения. В общем виде закон, определяющий ...

Формы и виды кредита
Формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени с сущностью кредитных отношений. Элементами структуры кредита являются, как отмечалось ранее, кредитор, заемщик и ссуженная стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера: 1. Кредитора и заемщика; ...

Анализ регионального рынка кредитования
Региональные коммерческие банки и филиалы крупных банков выполняют все функции любого коммерческого банка, однако структура банковских услуг зависит как от общей экономической ситуации в стране, так развитости банковских отношений в регионе. При достижении основных стратегических целей региональные ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru