Под денежно-платежным оборотом понимается часть денежного оборота, где деньги функционируют как средство платежа независимо от того, безналичный это оборот или наличный.
Платёжная система страны в широком понятии представляет собой форму организации платёжного оборота как наличного, так и безналичного. Российская платёжная система состоит из двух относительно самостоятельных сегментов, образуемых платёжной системой центрального банка и частными платёжными системами.
Объём платежей последних, по данным Банка России, в 2009 году составил: внутрибанковских – 233,4 трлн. руб. (26,6 % общей суммы), среди них в пределах одного подразделения кредитной организации – 122,8 трлн. руб. (14 %), между её подразделениями – 110, 6 трлн. руб. (12,6%), расчётных небанковских кредитных организаций – 3,3 трлн. руб. (0,4 %)[7].
Платёжную систему характеризуют следующие черты, которые оказывают большое влияние на её состояние и развитие[8]:
1) всеобъемлемость – прямое или косвенное вовлечение в неё десятков миллионов хозяйствующих субъектов, государственных структур и населения;
2) колоссальность масштабов и широкая география платежей – в развитых странах сумма платежей, перемещаемых данной системой всего за 3-5 дней, равнозначна объёму ВВП за год (в России в 2009 году – за 11 дней). По данным Банка России, объём платежей, проведённых платёжной системой страны за 2009 год, составил 877,5 трлн. руб., в том числе платёжной системой Банка России – 609,9 трлн. руб. (69,5 % общего объёма); объём ВВП за 2009 год – 39,1 трлн. руб.;
3) постоянство деятельности, а также разнообразие: субъектов, объектов, форм и видов расчётов, используемых платёжных средств, платёжных инструментов, перечисляемых сумм платежей;
4) чрезвычайная сложность из-за высоких требований к инициации, приёму, обработке, передаче огромной и разнообразной платёжной и связанной с нею информации;
5) высокая технологичность бизнеса, что обусловлено предшествующими чертами и вытекает из определения платёжной системы;
6) огромная капиталоёмкость – внедрение новых и более совершенных технологий, создание дорогостоящих систем дублирования для обеспечения надлежащей надёжности и непрерывности функционирования платёжной системы требуют огромных средств, что под силу лишь крупным банкам или банковским формированиям;
7) критичность сферы бизнеса;
8) комплексность и универсальность – опосредование расчётными операциями практически всех других операций банков: депозитных, ссудных, валютных, фондовых и др.
Именно на базе скрещивания указанных и расчётных операций, как правило, создаются новые банковские продукты, например, управление денежной наличностью клиента. Комплексность платёжной системы проявляется также в непосредственном взаимодействии элементов права (регламентов и договоров), бухгалтерского учёта (известно, что безналичные расчёты осуществляются путём записей по банковским счетам и зачётов взаимных требований на основании бухгалтерских проводок), технологий;
9) глубокая взаимосвязь: с управлением ликвидностью всеми экономическими агентами; риск - менеджментом; банковским кредитованием.
За рубежом предоставление ликвидных средств в виде дневных и однодневных кредитов стало составной частью процесса расчётов и рассматривается в качестве естественного продолжения расчётных услуг. Это обеспечивает соблюдение важнейшего принципа – обязательного завершения расчётов как минимум в конце операционного дня. В России эти кредиты также получили существенное развитие;
10) непосредственное участие в создании дополнительных и изъятии излишних денег в хозяйстве;
Статьи по финансам:
Единство финансовой системы
РФ
Единство финансовой системы - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ[23] единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств. Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования в ...
Базовые методы анализа кредитоспособности промышленных предприятий в банке
Международный банк Санкт-Петербурга работает на финансовом рынке более 17 лет. Банк оказывает весь спектр услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов. Ключевым направлением деятельности банка является работа с корпоративными клиентами. Банк поступательно развивает розничный бизнес, наращ ...
Планирование расширения рекламной
деятельности
Реклама в прессе — это рекламные материалы, которые опубликованы в периодической прессе. Она делится на два вида: 1. Рекламные объявления 2. Публикации обзорно-рекламного характера — это, как правило, Печатная реклама. К ней относятся: 1. Каталог 2. Проспект 3. Буклет 4. Плакат 5. Листовка Аудиовиз ...