Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам её формирования, распределения и использования на предприятии.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников и персонала предприятия в текущем периоде и в перспективе.
Для достижения главной цели управления прибылью необходимо решить следующие основные задачи [23]:
- Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования.
- Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска или исходя из заданного уровня риска, необходимо определить соответствующий ему уровень прибыли.
- Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной и инвестиционной деятельности, которые обеспечивают основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.
- Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, а также при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.
- Обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фонда развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль.
- Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп роста рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде.
- Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны, с одной стороны, стимулировать повышение эффективности труда работников с целью увеличения прибыли, а с другой стороны, должны обеспечивать их социальную защиту, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме, который включает следующие элементы [9]:
- Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия.
- Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала.
- Внутренний механизм регулирования формирования, распределения и использования прибыли предприятия, который регламентирует оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.
- Система конкретных методов и приемов формирования и использования прибыли. К числу основных из них относят метод технико-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие методы. Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются ее анализ, который представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и распределения.
Статьи по финансам:
Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к
малому бизнесу
Малый бизнес стал неотъемлемой частью российской экономической системы. Почти треть населения России задействована в малом бизнесе. В России больше миллиона малых предприятий, а это – несколько миллионов собственников, организаторов производства, менеджеров, финансистов, занятых в этом секторе. В с ...
Риск ликвидности
Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. Риск ликвидности – риск, обусловленный тем, что банк может быть недостаточно ликвиден или слишком ликвиден. Риск недостаточной ликвидности – это риск того, что банк не сможет своевременно выполни ...
Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными
средствами
Собственные оборотные средства - разность между текущими активами и текущими обязательствами предприятия. Для анализа обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами определяется излишек или недостаток наличия собственных оборотных средств для покрытия запасов и дебиторской задолженно ...