Одной из основных форм расходования бюджетных средств является выделение субсидий и субвенций. Их предоставление, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:[57]
· из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
· из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
· из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Следующая форма расходования бюджетных средств - финансирование бюджетных инвестиций. Они включаются в бюджет в соответствии с целевыми программами или решением органа исполнительной власти.[58] Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу или федеральную целевую программу. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 МРОТ, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.[59] Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.[60] Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.
Разграничение расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ,[61] законодательством о субъектах Федерации[62] и законодательством о местном самоуправлении.[63]
Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих принципов:
· соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);
· учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
[1] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 91.
[2] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 99.
[3] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 12.
[4] Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2002. С. 181.
[5] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 6.
[6] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 214.
[7] Там же.
[8] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1, ст. 72.
Статьи по финансам:
Особенности механизма бюджетного финансирования и
кредитования
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, ха ...
Платные библиотечно-библиографические услуги и ценовая политика
В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века российское библиотечное сообщество делало первые осторожные шаги в освоении непривычного для того времени вида деятельности - предоставлении платных услуг[20]. Попытки использовать свое, законодательно закрепленное право на получение дополнительного фина ...
Обслуживание внутреннего государственного долга
Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком России функций генерального агента Правите ...